Новости

Инвалиды по выбору

Инвалиды по выбору

20 декабря 2014

Все ограничения у нас в голове.

Майлз Хилтон-Барбер

Начать эту статью я хочу с развенчания мученического ореола инвалидности. По моему убеждению, это не столько состояние здоровья человека, сколько особая жизненная философия. Она культивирует саможаление, безделье, безответственность и бесперспективность. Позволяет стяжать инвалиду скрытые выгоды его болезни, такие как: повышенное внимание окружающих, безраздельная власть над ними, обвинение всех и вся в своих бедах и несчастьях, злорадство и многие другие.

 

Предполагая недоверие скептиков и агрессию профессиональных инвалидов по поводу названия этой статьи, эпиграфа к ней и моих высказанных и последующих утверждений, приведу несколько фактов из собственной жизни.

«Нетрудоспособен в обычных условиях производства. Нуждается в постоянном постороннем уходе. Может работать в особых условиях» – это выдержка из справки ВТЭК , которой меня осчастливили по случаю моего совершеннолетия. Справка пожизненная, поскольку у меня врожденные проблемы со зрением, и она свидетельствует о том, что я – инвалид первой группы. А посему мне было «предначертано» довольно скромное место в жизни и еще более скромный круг занятий, ограниченных физическими возможностями моего здоровья. «Инвалиды первой группы дома сидят, а не в университетах учатся!» – заявил мне когда-то доблестный представитель милиции. И он честно и открыто озвучил мнение подавляющего большинства наших соотечественников, которые, следуя принципам гуманности и толерантности, об этом не говорят, но думают точно так же. Более того, вся система нашего специального образования построена на базе этих же умалчиваемых, но непререкаемых «истин». Однако, вопреки им, я получил высшее психологическое образование и квалификацию в экзистенциальном направлении в психотерапии, имею собственную консультативную практику, преподаю в институте, в котором сам получил путевку в психотерапию, написал и издал книгу, свободно перемещаюсь по Украине и за ее пределами… Поэтому совершенно не считаю себя инвалидом, хотя, действительно, практически ничего не вижу.

Так кто же тогда Инвалиды? И чем они отличаются от больных, но Неинвалидов?

Инвалидность как медицинский приговор

В «Большой медицинской энциклопедии» можно найти следующее определение: «Инвалидность (от лат. Invalidus – слабый, немощный) – стойкая потеря работоспособности». Исходя из этого, инвалиды – это слабые, немощные нетрудоспособные люди. Видимо, из-за «неполиткорректности» этого определения в настоящее время, под влиянием гуманистических веяний и под девизом толерантности принято заменять слово «инвалиды» громоздкой конструкцией «лица с ограниченными возможностями физического здоровья». Из этого следует, что медицина имеет в виду лишь физиологические ограничения вследствие той или иной болезни. Однако для большинства инвалидов нашего времени они становятся реальными ограничениями и в остальных сферах их жизни: социальной, интимной, духовной.

Приведу всего два, на мой взгляд, очень наглядных примера такой глобальной ограниченности: первый – это Ипполит, один из второстепенных героев романа Достоевского «Идиот», а второй – Виктор, постоянный абонент телефона доверия, на котором я работал в качестве волонтера.

Инвалидность как душевная и духовная лень

Ипполит – восемнадцатилетний юноша, больной туберкулезом, знающий о смертельном приговоре врачей. Он, безусловно, напуган, одинок, нуждается в помощи, участии, внимании и заботе других людей, но по-хамски всех от себя отталкивает, с тем чтобы упиваться своей несчастливой долей и досаждать близким своими капризами и требованиями. Он болен смертельной болезнью, слаб, он лишен многих доступных другим радостей – это его только озлобляет и вызывает зависть и жгучую ненависть к ним, но никак не побуждает к преодолению трудностей, своей болезни и немощи. Он совершает благородный поступок, могущий наполнить его оставшуюся жизнь смыслом, но тут же его обесценивает намерением наложить на себя руки.

В этом случае мы имеем дело со своего рода манифестом инвалидности, когда человек превозносит свою болезнь или инвалидность, отгораживается ими от окружающих людей и от жизни и мазохистически упивается саможалением или реальными страданиями, которыми в конечном итоге и оправдывает свое бегство от полноценной, здоровой жизни.

Совершенно с другой стороны на проблему инвалидности позволяет взглянуть второй реальный клиентский случай. Виктор – молодой двадцатисемилетний человек, прикованный к инвалидному креслу обширным параличом. В девятнадцать лет переболел энцефалитом. С тех пор считает себя совершенно беспомощным, «безнадежным инвалидом». За четыре года моего знакомства с Виктором касательно восстановления речи я могу засвидетельствовать значительное улучшение его состояния. Однако на протяжении болезни и всего своего абонентства он отказывался не только от всех рекомендаций, могущих ускорить выздоровление или, по крайней мере, частично восстановить его двигательные способности, но и от свидетельств явных улучшений его состояния. На все предложения подобного рода у него был заготовлен один и тот же ответ: «Ну, да… тебе, здоровому, конечно, не понять… я же инвалид, у меня ножки не ходят, ручки не держат…» А иногда и скупую мужскую слезу к своему монологу подпустит, чтобы если не разжалобить, так хоть усовестить такого жестокосердного консультанта.

Как много таких ипполитов и викторов встречал я в своей жизни! Я ведь учился в специализированной школе-интернате для слепых и слабовидящих детей, а затем в специализированном медицинском училище, где также учились инвалиды по зрению. Кроме того, более трех лет проработал в специализированной библиотеке для слепых. Именно там я впервые обратил внимание на это явление как на проблему и серьезно задумался о ее природе. Опираясь на этот опыт, я попробую коротко изложить базовые моменты собственной «теории инвалидности».

Как стать Инвалидом по жизни?

Подавляющему большинству больных людей инвалидность очень выгодна. Сначала их убедили, а затем они и сами с радостью ухватились за идею о том, что их возможности ограничены физическим недугом, что они почти ничего не могут самостоятельно сделать, что им не к чему стремиться, чего-то в жизни добиваться и т. д. А это со временем становится очень удобным, поскольку позволяет не напрягаться и вести пассивный, безответственный, «полурастительный» образ жизни. В доказательство реальности инвалидного мировоззрения приведу интересный случай из своей медицинской практики.

После окончания медицинского училища и провальной первой попытки поступления в университет в течение года я работал массажистом в детском психоневрологическом санатории. Целевыми пациентами этого заведения были дети, больные детским церебральным параличом, которые регулярно лечились там практически с рождения и до своего совершеннолетия. Не вдаваясь в клинические детали, я расскажу о двух своих пациентках с совершенно идентичными формами заболевания и прогнозом, лечащихся с рождения, но имеющих различные результаты.

Первой ко мне попала семнадцатилетняя Соня, которая проходила последний свой курс лечения в этом санатории. Если бы я не был знаком с ее историей болезни, то ни за что не заподозрил бы у этой девочки такого серьезного заболевания! Я общался с красивой образованной физически совершенной девушкой, у которой только в моменты сильного волнения проявлялись характерные для ДЦП, но почти незаметные со стороны дефекты речи. Во многом благодаря своему отношению к болезни и отношению к ней близких, никому и в голову не пришло бы назвать Соню инвалидом. И это при том, что МСЭК присвоила ей третью группу инвалидности, по-видимому, только на основании угрожающего названия болезни.

Затем я познакомился с Инной, девочкой с таким же диагнозом, как в вышеописанном случае с Соней. Единственное, что она могла делать в свои одиннадцать лет, – виртуозно «строить» своих родителей. Научившись (вероятно, только для этого) говорить, без посторонней помощи она не могла даже перевернуться. И как говорила ее лечащий врач, теперь никогда не научится, поскольку «уже давно вкусила сладость божественной власти над окружающими».

И это, пожалуй, является самой главной скрытой выгодой инвалидности и любой болезни: «Сделай мне то-то или то-то… у меня же ножки не ходят… ручки не держат… Глазки не видят…» И попробуй кто-нибудь из окружающих не сделать требуемого! Тотчас же это «беспомощное» создание устроит такую истерику, что небо в овчинку покажется!
Ограничив ради ничегонеделания или власти над родственниками свое жизненное пространство и возможности, таким изощренным образом инвалиды получают еще две скрытые выгоды: освобождение от ответственности и право на обвинение других во всех своих бедах. Но что же происходит в действительности?

Если называть вещи своими именами, «спрятавшись» за своей болезнью от жизни, инвалиды «собственноручно» ограждают свой мир рамками низших социально-экономических условий. Но, разжигаемые рекламой, приобретениями и достижениями их «нормальных, здоровых» знакомых или близких, желания и потребности этих людей непрестанно растут. Однако это никак не мотивирует их на собственные достижения, а только распаляет в них озлобленность, зависть, а также безутешную жалость к себе, горемыке, обиженному жизнью, Богом или судьбой! А с какой скрытой ненавистью инвалиды перемывают косточки выбившимся из их массы людям и с каким нескрываемым торжеством и злорадством встречают их неудачи!

Однако наряду с внутренними существуют и внешние факторы инвалидизации даже здоровых людей.

Прежде всего нужно сказать о том, что в нашей системе специального образования «учат на инвалидов». В сложившейся в нашем обществе традиции детям с различными аномалиями физического развития прививается комплекс неполноценности, комплекс инвалида. Большинство детей дошкольного и младшего школьного возраста даже и не подозревают о том, сколь многого они «не могут сделать» из-за ограничений возможностей своего здоровья только потому, что совершенно свободно это делают. Так, например, я довольно бодро катался на велосипеде, лазал по деревьям, играл с соседскими ребятами в футбол и спокойно делал еще много «невозможных» для слепого ребенка дел. Но в закрытых школах специального образования нас довольно быстро и с высокой степенью успешности убеждают в том, что этого нам никогда не сделать, что перспективы нашей социальной адаптации и профессионального развития ограничены весьма узкими рамками.

Почему же в таком случае, несмотря на собственный практический опыт, подавляющее большинство детей, взрослея, поддаются убеждению окружающих и становятся с возрастом людьми с действительно ограниченными возможностями?

Дело в том, что проблема эта актуальна не только для системы спецобразования. Своими корнями она глубоко уходит в массовое сознание или общественное мнение об инвалидах нашего постсоветского общества. А процесс искусственного ограничения возможностей ребенка обычно начинается в семье его родителями.

Позор или героизм?

Работая в психоневрологическом санатории, даже не имея еще психологического образования, я обратил внимание на значительные различия в отношениях родителей к своим детям-инвалидам и их болезни. Еще тогда я условно определил их как «безупречных эгоистов», «виноватых подхалимов», «самоотверженных спасателей» и «простых героев».
«Безупречными эгоистами» я называю людей, которые тем или иным образом отказываются от своих больных или увечных детей. Кто-то отправляет их в пожизненную ссылку к бабушкам и дедушкам, а иные вообще отдают деток в дома малютки с последующим их прозябанием в интернатах для инвалидов. «У меня не может родиться такой ребенок! Я же молодая, здоровая, успешная…» Или: «Это не мой ребенок! Его подменили в роддоме!». «Мне страшно, я же не справлюсь с таким испытанием! Это же пожизненная каторга, и никакого счастья в жизни!». «Это же несправедливо!.. За что мне такое наказание!» И это лишь некоторые из оправданий своего предательства родительского долга, которые мне довелось слышать и от клиентов, и от знакомых. А одна из абоненток телефона доверия побила все рекорды цинизма и бесчеловечности: «Это же убожество станет пятном на моей репутации!..» – отзывалась она о своем малыше, родившемся с болезнью Дауна.

«Виноватые подхалимы» – это родители, чувствующие вину за болезнь ребенка, во искупление которой они носятся с ним, как с хрустальной вазой: не дай Бог дитятко перетрудится, расстроится, обидится!.. Эти родители готовы выполнить любую прихоть или каприз своего чада. Они ничего не позволяют ему самостоятельно делать, в некоторых случаях сами одевают его и кормят с ложечки… Именно такие родители достались Инне, которая навсегда останется беспомощным инвалидом. И самая тяжелая их вина перед своей дочерью состоит как раз в том, что сделали ее такой, но не понимают этого, да и не хотят понимать!

«Самоотверженные спасатели» – это добрые и заботливые мамы и папы, искренне окружившие свою кровиночку теплом, добротой, заботой и любовью. Однако, хоть и из лучших побуждений, но и они зачастую ограждают ребенка от активности, трудностей и иных тягот обыденной жизни. Я не раз встречался с мамочками, всецело посвятившими себя тихому безропотному служению своему ребенку-инвалиду. И многие из них, действительно, в нем были счастливы. Однако их дети также остаются пожизненными беспомощными инвалидами. Как-то моя мама спросила мать одного из моих одноклассников, постоянно сопровождающую своего сына: «Слушай, ты Андрея и на свидания водить будешь?». На что она ответила: «Конечно, а что тут плохого?» Дело было в выпускном классе, когда я и моя сестра уже лет семь ездили в школу самостоятельно.

А у Андрея была замечательная мама! Но, тем не менее, он до сих пор и шагу ступить без нее не может…

«Простые герои», к сожалению, составляют самую малочисленную группу. Они даже «безнадежно» больному ребенку не позволяют стать инвалидом, почувствовать себя ущербным, неполноценным или ограниченным! Одними из таких родителей, с которыми мне посчастливилось познакомиться, были мама, папа и бабушка Сони. Ведь те результаты, которых она достигла, в классической медицине считаются невозможными. Хорошим эффектом лечения и реабилитации при такой форме ДЦП является лишь более или менее самостоятельная подвижность и уход за собой! Отличные родители и у слепорожденной Наташи, которая, благодаря мужеству, настойчивости, смелости своих родителей, ни в чем не уступает своим зрячим сверстникам, а кое в чем и превосходит их. Такие же родители, по-видимому, были и у чемпионов паралимпийских игр… Да и у каждого из участников, пожалуй, тоже! Безусловно, их родителям пришлось уделять деткам больше времени, чем здоровым, приложить больше усилий, быть самую малость терпеливее, настойчивее и внимательнее. Так что получается, что героями они являются лишь в нашем обществе, в котором все перевернуто с ног на голову. Ведь они просто добросовестно и ответственно выполняют свой родительский долг.

Наш организм богат компенсаторными возможностями. У людей с плохим зрением, как правило, отличные слух, осязание, память. У людей с ограничением подвижности – интеллект, креативность, аналитические способности. Глухонемые обладают феноменальной силой и выносливостью. Умственно отсталые при надлежащем воспитании могут стать усердными ремесленниками или мастерами художественного творчества… Поэтому хорошим родителям достаточно заметить и помочь развить ребенку индивидуальные особенности, способности или таланты, компенсирующие ограничения его болезни. Тогда он обязательно станет полноценным человеком, зрелой личностью и равноправным членом общества, а не его иждивенцем-инвалидом.

Врачебно-трудовая экспертиза (сейчас МСЭК – медико-социальная экспертиза) – занимается освидетельствованием и подтверждением физических ограничений здоровья граждан. Говоря попросту, официальная государственная структура, делающая из людей инвалидов.

Алексей Большанин
Православный семейный журнал «Фамилия»

Видео

Как перестать бояться будущего?
Как перестать бояться будущего?

Список телефонов доверия для подростков. Детям необходима поддержка как родителей так и учителей. Для этого в Киеве работает множество телефонов доверия, позвонив на которые можно получить консультацию и необходимую психологическую помощь.

Наши питомцы очень нуждаются в финансовой и материальной помощи. Монастырь не в силах помочь такому количеству животных своими силами, поэтому обращаемся ко всем неравнодушным людям с просьбой помочь нашим животным в это трудное для них время.

Для благотворительного проекта по разработке православной духовной атрибутики требуется помощь дизайнера !

По этому номеру телефона вы можете получить квалифицированную консультацию по вопросам относительно туберкулеза...

Огласительные беседы желающими принять Святое Крещение!!!

Приглашаем всех желающих в Студию детского творчества при храме святителя Григория Богослова! В Студии работают две школы: Школа живописи и Школа прикладного искусства.

В храме свт. Луки Крымского каждое 2-е воскресенье месяца проходят молебны с акафистом Божией Матери Неупиваемая Чаша, о страдающих от алкогольной, табачной, наркотической, игровой зависимостей и любящих их близких людей.

До уваги батьків особливих дітей! Проводиться набір діток в «Центр змішаного типу для дітей з функціональними обмеженнями» ГО «Родина»

Розшукуємо пацієнтів з онкологією, які зіткнулись з проблемами у лікуванні, а саме: нестача ліків, зловживання з боку медперсоналу, перепродаж ліків по завищених цінах тощо.

Запрошуємо вивчати мову жестів!

Участились случаи мошенничества в сфере помощи онкобольным детям. Мошенники, представляясь родителями больных детей просят помощь на лечение.

Благотворительная продажа работ (картин, поделок, аппликаций) сделанных руками детей и волонтёров на Изостудии при Институте рака ул. Ломоносова 33/43

Волонтерское движение "Молодость неравнодушна" существует на ваши пожертвования. Ваша помощь значит, что мы сможем продолжать работу!