Новости

Моя рыбалка на Афоне. Часть 2. «Пока рыбалка только снится...»

Моя рыбалка на Афоне. Часть 2. «Пока рыбалка только снится...»

09 февраля 2016

Продолжаем публикацию путевого очерка протоирея Александра Акулова. Цель рассказчика — описать Афон для тех, кто никогда не сможет туда попасть.

 

Читайте начало: Моя рыбалка на Афоне. Часть І

День третий. Служба и её особенности

Наконец-то первая в этом паломничестве и такая долгожданная монастырская служба.

В летнее время она начинается в 4 утра, оканчивается уже после 8-ми часов. Такой порядок — только для будничных дней, в большие же праздники часы, проведённые в храме, можно вообще не считать. Лишь удивляться, как практически без сна, с небольшим вечерним «перекусом» и всего парой часов на отдых получается практически сутки напролет непрестанно молиться Богу и при этом не чувствовать особой усталости. Поверьте, именно так и происходит.

Например, знаменитое богослужение по случаю престольного праздника в день Собора Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных длится с небольшими перерывами 21 час. Начинается служба в 16.00 и оканчивается примерно в 13.00 следующего дня.

Праздничная служба в Дохиаре

На всенощном бдении, которое начинается в 16.00, только паремии начинают читать в 20.20, а освящение хлебов происходит аж в 22.00. Или, например, песнь «Богородице Дево, радуйся» длится почти сорок минут из-за протяжного пения на восемь гласов. В 23.30 служащие вкушают освящённые на литии хлебцы, и только через час начинается полиелей. Акафист Архангелам читают в 2 часа ночи, и лишь в половине пятого утра Всенощное бдение завершается. Все расходятся на двухчасовой отдых, чтобы рано утром с новыми силами собраться на Литургию, которая, обычно, заканчивается крестным ходом — только к 14.00 следующего дня. И при этом, повторюсь, усталость лишь подчёркивает величайшую радость от совместной молитвы.

Да и служба по будням, которая, возможно, привычна для братии, для паломников — своего рода испытание. За четыре с лишним часа служится полунощница, утреня и Божественная литургия. А за окном — ночь, время, когда мы привыкли крепко спать, здесь же надо не просто бодрствовать, но и молиться Богу. Правда, устав близок к нашему, поэтому для многих паломников не составляет сложности понять, что за чем читается и поётся на богослужении.

Особое значение каждого движения

Не стану останавливаться на тонкостях служб, отдельно хотелось бы сказать о настроении, которое царит в храме. Наверное, настроение это отчасти происходит от знания богослужебных текстов, образа их пения и прочтения.

Монахи очень хорошо знают богослужебный устав. Каждый из них может подхватить тот или иной текст и по ходу службы подменить друг друга. Иногда кажется, что многие из них мирно посапывают в своих «стасидиях» (специальные высокие стулья, в которых сиденье откидывается, давая возможность стоять, опираясь на подлокотники), но как только наступает его черед, тут же вступает ровно так, как того требует ход богослужения.

Думаю, необходимо сказать пару слов, в какой обстановке проходит служба. В храме практически нет света — лишь несколько лампад мерцают как звёздочки на небе. Приходя на богослужение, все прикладываются к многочисленным иконам. Их действительно очень много, с древней, вековой историей. Отношение к ним предельно трепетное. Чувствуется, что монахи любят святых, общаются с ними, как с живыми.

А вот перед главными иконами, которые располагаются уже перед самой солеёй, существует особый порядок поклонения. Паломник сначала подходит к правой части и прикладывается к расположенным там образáм. Затем переходит в левую сторону, крестясь на Царские врата, и молится у икон левой части храма. После этого необходимо отойти назад и в самом центре церкви перекреститься три раза в сторону Царских врат, поклониться всем присутствующим направо и налево, подойти к месту, где обычно сидит игумен монастыря, и, воздав ему или месту, где он должен быть, низким поклоном молитвенную дань, занять своё место в храме.

Гости из Украины на празднике в Дохиаре

Каждое движение имеет своё духовное значение. Эти традиции сложились много веков назад и сохранились до наших дней без изменений.

Кстати, есть хорошая жизненная привычка — повторять за другими людьми добрые поступки или действия. На Афоне это вдвойне ценно, и жаль, что некоторые паломники ведут себя в здешних монастырях как у себя дома. А ведь как здóрово хоть в чём-то и на какое-то время стать похожим на местных монахов! Конечно, схожесть необходима не только во внешних действиях, но начинать-то надо с малого, которое и есть началом больших внутренних изменений.

Но сперва изменений надо захотеть. Именно с желания что-то поменять в себе, в своей жизни и должно начинаться паломничество на Афон. Все, кто приезжают на Святую гору — пусть даже впервые, —  не остаются прежними. Так получается не по их воле, даже наоборот, как бы кто ни сопротивлялся. Хотя своевольным людям здесь просто нечего делать — им всё равно здесь не понравится. А вот для паломников, которые жить уже не могут без Афона, главной целью должно стать как раз кардинальное изменение своей духовной жизни, а не просто очередное общение со знакомым монахом или молитва перед любимой иконой.

Иначе для чего Господь благословляет нам сюда приезжать, если не для того, чтобы мы становились другими и хотя бы малую частичку Афона своим изменённым поведением приносили в наш мир, своим родным и близким.

Чудотворная икона «Скоропослушница»

Но вернёмся к обстановке утренней службы. Здесь царит особая тишина, и буквально ощущается присутствие Божие. Здесь люди не мешают Самому Господу совершать Свои Таинства. И хотя многое из того, что поётся и читается, ты не понимаешь из-за плохого знания греческого языка, создаётся впечатление, что при этом ничего не теряешь и никакое слово или нотка византийского распева не проходит мимо молящегося сердца.

В Дохиаре действуют несколько церквей. Каждый день по окончании утрени братия и паломники идут молиться на Божественную литургию в один из шестнадцати храмов на территории монастыря. Все церкви уникальны, со своим особенным значением в истории обители. Прочитать о них можно в любых справочниках, поэтому подробно на их описании останавливаться не стану.

Икона Божьей Матери "Скоропослушница"

Скажу лишь о том, что где бы ни совершалась Литургия, оканчиваются все службы молебном перед чудотворной иконой Божьей Матери «Скоропослушница», которая вот уже много веков располагается справа от входа в монастырскую трапезную. История этой иконы и чудеса, данные Богом людям по молитвам у этого образа, поражают и радуют своей живостью и реальностью.
Время написания иконы монастырское предание относит к Х веку, когда настоятелем обители был святой монах Неофит. Более шести веков это была просто фреска на стене перед входом в трапезную монастыря. Но в 1664 году трапезарь по имени Нил, проходя в ночное время с зажженной лучиной, услышал от образа Богородицы голос, упрекающий в том, что коптит дымом от лучины изображение Божьей Матери.

Монах принял этот голос за шутку кого-то из братии и пренебрёг замечанием. Внезапно он ослеп. В горьком раскаянии молился Нил перед иконой Божией Матери, умоляя о прощении. И вновь услышал чудный голос, извещавший о прощении и возвращении зрения и приказывающий возвестить всей братии, что с этой поры сия икона будет называться «Скоропослушницею», потому что будет являть милость и исполнение прошений всех, молящихся перед ней.

Монах Нил прозрел. А свидетельством скорого заступничества Богородицы ныне являются сотни драгоценных предметов, принесенных чудотворной иконе в знак благодарности за совершенные чудеса. Цепочки и кольца, священнические кресты и епископские панагии, дорогущие часы и даже старинное оружие — такими символическими подношениями люди благодарили Пресвятую Богородицу.

Предание гласит, что бывали случаи, когда целые корабельные команды, попавшие в кораблекрушение у берегов Афона, оставались целыми и невредимыми. А сколько было спасено плененных и исцелено тяжело больных людей, не может сосчитать никто.

Но лично для меня самое главное — это ощущение реальности чуда, которое может произойти с каждым из нас, молящихся перед ликом Богородицы. Именно в монастыре Дохиар довелось мне пережить подобное, но пусть это останется моей тайной…

Как молятся у Божьей Матери

Наверное, происходят чудеса у этой иконы ещё и потому, что братия монастыря каждый день так служит перед ней молебен, что словами передать переживания в эти минуты просто невозможно. Я такого нигде не видел и не слышал!

Архимандрит Григорий (Зумис), настоятель монастыря Дохиар

Пение начинает игумен монастыря архимандрит Григорий (или старший после него). Древний седой старец запевает так громко и с таким воодушевлением, что, даже не зная текста молебна на греческом, всё равно ощущаешь себя причастным к этой общей песенной молитве.

Затем вступает вся многочисленная братия, да так, что, кажется, стены не выдержат этой величественной славословной и братской любви к Богородице, выраженной столь потрясающим пением. Уже не думаешь о том, что устал после ночной службы, а за дверью трапезной тебя ждёт вкусный завтрак, но боишься упустить хоть слово, хотя бы нотку, пропетую в честь Пресвятой Богородицы.

Так восхвалять и любить Богородицу могут только здесь, на Афоне! Имею в виду не словесный восторг перед иконой Богородицы, а, в первую очередь, образ жизни, который полностью посвящён служению Царице Небесной. Несомненно, непрестанный труд и молитва свойственен не только афонской братии, но здесь Её не только чтут, а проявляют деятельную к Ней любовь, какую трудно представить в нашей повседневной жизни. Выражается это в делах, поступках и, в первую очередь, в борьбе со своими страстями. Именно вражда со грехом, непринятие излишнего мирского и отказ от своеволия помогают быть близкими к Богородице.

Признание в любви к Царице Небесной здесь звучит постоянно, и, без сомнений, признание это услышано и взаимно.

Список "Скоропослушницы", написанный для Киева, у оригинала иконы

Вспоминаю случай многолетней давности, когда старец Григорий провожал в Киев список иконы «Скоропослушницы», написанный для Ионинского монастыря. Отец Григорий стоял на причале, обняв икону, как живого человека, и плакал, нашёптывая Богородице какие-то слова. Я впервые видел такое проявление Любви к образу Богоматери. Для него это был не просто писаный на дереве лик, а живая Божья Матерь, Которую он провожал в очередное Её апостольское путешествие в Украину и просил не покидать их надолго.
Вот бы нам жить так с Богородицей, понимая благодарным сердцем, что каждым нераскаянным грехом мы раним Пречистую в самое сердце, и наши молитвы к Ней остаются всего лишь словами, да ещё и написанными с грубыми ошибками…

Дохиарский завтрак

И вот оканчивается служба, двери трапезной широко открываются, и мы, кланяясь старцу Григорию, проходим в большую трапезную.

Здесь обедали ещё основатели монастыря много веков назад. Вдоль стен стоят длинные столы особой конструкции: края приподняты, чтобы пища не падала со стола, и было удобнее убирать. Под ними скамейки, уже наши современницы.

Трапезная в Дохиаре

Когда все занимают свои места, игумен благословляет трапезу. Монастырские блюда немногочисленны, но довольно сытные и вкусные. Во время трапезы читаются жития святых, никто не разговаривает. Замечательная это традиция: обедать, не отвлекаясь на разговоры и пустую болтовню. Почему бы нам так не сделать, например, у себя дома? Мы ведь даже не понимаем, чего лишаем себя и своих детей во время такой трапезы, когда кто-то из семьи читает духовные наставления, а другие с радостью едят (вырабатывая терпение у читающего) приготовленный с любовью обед или ужин. Простите, замечтался, но кто попробует установить такую традицию в своей семье, думаю, будет многократно вознаграждён не только своими родными и близкими.

Но вернёмся к дохиарскому завтраку. На столе были маслины, черешня, каша из чечевицы, сладости, хлеб и вода. Накануне в воскресение была рыба и макароны с морепродуктами. Всё вкусно и сытно. И странное чувство: вроде бы наедаешься, но без привычки голод редко покидает тебя здесь на долгое время. Хотя для поддержания организма в рабочем состоянии сил достаточно — не хватает излишеств, к которым привыкли в обычной жизни.

После трапезы поздравляли монаха Никифора с Днём Ангела. Отцы-святогорцы обнимали своего собрата, и лица у всех были смеющиеся, радостные, как у детей. А многим уже за шестьдесят, и ночью они не спали, молились на долгой службе. В этом, на мой взгляд, и загадка такого богослужения: оно не утомительное. Именно такое, какое должно быть, чтобы достойно прославлять Спасителя.

Вообще на Афоне всё именно так, как должно быть и в нашей жизни: совсем немного времени уделяется сну и еде, а больше заботе о душе, о её истинном здравии и спасении.

Слушаться старца как… собственную жену

После службы — пару часов отдыха, а потом труды по послушаниям. У каждого своё, но при этом все могут подменять друг друга.

Вы помните, что моим послушанием было ловить рыбу, и я уже настроился было на первый выход в море, но не тут-то было. На дороге, где я просто прогуливался, любуясь местными красотами, встретил меня отец Гавриил (первый помощник настоятеля) и позвал с собой к Геронде (так в Греции традиционно называют настоятеля монастыря). Старец Григорий сам трудится и лично контролирует все работы в монастыре. И это в его возрасте и при многочисленных недугах!

 Меня привели в будущий новый медицинский кабинет, вручили тряпку, и я весь день чистил мебель, мыл окна и совсем забыл о долгожданной рыбалке.

Видела бы моя супруга, с каким усердием я драил окна! Даже дома не блестели бы они у меня так, как в Дохиаре, потому что её советов я бы не стал слушать, как в данном случае безропотно проявил послушание Геронде, и вряд ли бы мыл с таким усердием и даже радостью.

Хотя как раз слушаться родных и близких нам надо бы поучиться у местных монахов. И не только проявлять послушание своим женам и мужьям, но даже и детям, а с ними и другим близким людям. Послушание не только здесь, на Афоне, важно, но и в обычной жизни. Муж послушен жене, жена мужу, дети родителям. Этому учит нас Сам Господь. Иначе как послужить Богу, Который соединил нас вместе именно ради служения, а не для крайних проявлений своих командирских и себялюбивых навыков. Послушание вырабатывает терпение, а от него недалеко и до истинной любви к родному человеку.

Например, братия монастыря беспрекословно слушается игумена не из-за боязни, а потому что любят старца как родного отца. Они видят, как Геронда трудится вместе с ними, и стараются подражать ему во всём. Так вместе спасаются послушанием, молитвой и трудами.

И как же всё таки важно в нашей жизни иметь перед глазами добрый, живой и любвеобильный пример христианской жизни! Но их, примеров, так мало… Вот люди и уходят так быстро из Церкви, даже не успев понять глубочайший смысл её существования. По этой же причине и массового не идут в храмы, потому что не видят для себя примеров, достойных подражания. Зато рассказы о «плохих» христианах, которые встречались на пути, отовсюду слышны. Вот какая ответственность лежит на церковных православных людях — за каждое слово, дело и любой поступок.

Поэтому афонские монахи советуют всегда творить Иисусову молитву — перед каждым словом, делом или принятием решения. Всегда стараться уступать, не лезть в споры или пустые разговоры. Хранить молчание и молиться за каждого человека. И всё это — с величайшей любовью ко Христу и нашей Церкви. Тогда и примерность наша станет очевидной.

На всём Афоне я ни разу не встретил человека, который мог бы отвернуть меня от монастыря или испортить настроение каким-либо неприглядным поступком. Все они какие-то яркие примеры доброй христианской жизни, и как жаль, что мне до них очень далеко. А так хотелось бы… Нет, не монахом стать, а просто хорошим христианином, примером для других, ещё неверующих людей.

Трудишься с братией и понимаешь, каким должен быть, а не получается. Но Господь и старание наше ценит.

Кстати, не совсем понимаю наших священников, которые приезжают просто попаломничать, поездить по монастырям, постоять на службах, немного пообщаться с монахами и всё это в спешке, с небольшими остановками на службу и ночлег. Наверное, в первый раз именно так и происходит, но последующие поездки обязательно должны стать более содержательными. С тем, чтобы остаться в каком-нибудь монастыре на несколько дней, потрудиться вместе с братией, приобщиться к внутренней жизни, скрытой от посторонних глаз. Вот, где уроки молитвы труда и послушания.

Об этом говорил мне и старец Григорий, когда я просил наставления перед возвращением в Киев.

"Я и Геронда". Протоиерей Александр Акулов со старцем Григорием

На Афоне есть такая интересная особенность: никогда не произносятся проповеди во время богослужений. Разве что на трапезе игумен решит сказать слова наставления братии и паломникам. Поэтому лучшая проповедь — живое общение с монахами. В этих разговорах не услышишь высоких богословских тезисов и долгих духовных рассуждений. Люди говорят о жизни простого человека в современных условиях, дают советы так, будто сами пережили с тобой всё, с чем ты столкнулся.

Но для положительного итога таких бесед и советов есть одно условие: надо обязательно сделать так, как говорит тебе монах, к которому ты обращаешься. Иначе зачем спрашивать? Поэтому если решился попросить совета, будь добр, по приезду домой сделай, как тебе сказано, и всё будет по Воле Божией. Это очень важный элемент христианского послушания – следовать советам духовных наставников или любого священника, к которому обращаешься за помощью. Если же нет, не удивляйся, что многое в духовной жизни у тебя идёт не так и катится не в ту сторону.

С такими мыслями окончился третий день моего пребывания на Афоне, в монастыре Дохиар. Пролетел он совсем незаметно, как любой день, не имеющей здесь временных границ.

Следующий наступит уже через пару часов, и чего ждать от него на Святой горе, знает лишь Божия Матерь. Она здесь всем управляет.

Продолжение следует

Источник

Видео

Как перестать бояться будущего?
Как перестать бояться будущего?

Список телефонов доверия для подростков. Детям необходима поддержка как родителей так и учителей. Для этого в Киеве работает множество телефонов доверия, позвонив на которые можно получить консультацию и необходимую психологическую помощь.

Наши питомцы очень нуждаются в финансовой и материальной помощи. Монастырь не в силах помочь такому количеству животных своими силами, поэтому обращаемся ко всем неравнодушным людям с просьбой помочь нашим животным в это трудное для них время.

Для благотворительного проекта по разработке православной духовной атрибутики требуется помощь дизайнера !

По этому номеру телефона вы можете получить квалифицированную консультацию по вопросам относительно туберкулеза...

Огласительные беседы желающими принять Святое Крещение!!!

Приглашаем всех желающих в Студию детского творчества при храме святителя Григория Богослова! В Студии работают две школы: Школа живописи и Школа прикладного искусства.

В храме свт. Луки Крымского каждое 2-е воскресенье месяца проходят молебны с акафистом Божией Матери Неупиваемая Чаша, о страдающих от алкогольной, табачной, наркотической, игровой зависимостей и любящих их близких людей.

До уваги батьків особливих дітей! Проводиться набір діток в «Центр змішаного типу для дітей з функціональними обмеженнями» ГО «Родина»

Розшукуємо пацієнтів з онкологією, які зіткнулись з проблемами у лікуванні, а саме: нестача ліків, зловживання з боку медперсоналу, перепродаж ліків по завищених цінах тощо.

Запрошуємо вивчати мову жестів!

Участились случаи мошенничества в сфере помощи онкобольным детям. Мошенники, представляясь родителями больных детей просят помощь на лечение.

Благотворительная продажа работ (картин, поделок, аппликаций) сделанных руками детей и волонтёров на Изостудии при Институте рака ул. Ломоносова 33/43

Волонтерское движение "Молодость неравнодушна" существует на ваши пожертвования. Ваша помощь значит, что мы сможем продолжать работу!