Один дома: стоит ли?

Один дома: стоит ли?

Все течет, все меняется... Как точно в этих словах отражена правда жизни. Если совсем недавно вы не допустили бы и мысли, что сможете оставить ваше единственное чадо не то что в квартире, но и в комнате, то теперь стали думать по-другому... Все чаще доводится слышать от знакомых, что, оставляя малыша одного, они тем самым приучают его к самостоятельности. И волей-неволей хочется последовать их «мудрому» примеру? Иногда ведь так срочно нужно выскочить за молоком, оплатить коммунальные услуги, а посидеть с ребенком некому. Муж на работе, бабушке ехать не близкий свет, а уйти просто необходимо. Но стоит ли игра свеч? Жертвуя еще не окрепшей психикой ребенка, решать свои проблемы? А может повременить? Лет так до 5–7? Попробуем в этом разобраться, рассмотрев все важные доводы «за» и «против» оставлять ребенка наедине с самим собой или нет.

Яд во благо

Только в фильме милашку Кевина могли случайно забыть на рождественские праздники. На деле желание, чтобы родители исчезли, возникает не у всякого ребенка. А значит, исход вряд ли бы веселым. С каждым все индивидуально. И зависит от характера малыша, его темперамента. У одного трагедия начинается уже в тот момент, когда мама закрывает дверь в туалет перед носом. Другой же вполне спокойно годам к трем может дать фору любому первокласснику, не умеющему обходиться без посторонней помощи. Известно, что трое детей разного возраста от двух до четырех лет, пока их папа и мама были в храме, остались в воскресный день одни. Ангел-хранитель всегда рядом, детки под присмотром, — считают многодетные родители. Однако только верующие всем сердцем люди могут быть спокойны за детей, что Бог их не оставит. Мирские люди, полагающиеся лишь на себя, не в силах этого понять. Отсюда и тревоги, беспокойства, волнения. Но если правильно расставить приоритеты, то ребенка можно подготовить к тому, что рано или поздно, но принимать ответственность ему все же придется. И пусть запретный плод он будет вкушать постепенно, маленькими порциями. Тогда соблазнов запретного, когда он впервые останется в одиночестве, у него будет намного меньше. Ведь чем дольше вы будете контролировать каждый его шаг, тем больше он будет ждать удобного случая, чтобы, наконец, почувствовать себя взрослым. А так он привыкнет к маленьким дозам яда и, значит, позже не отравится целой его порцией. Так что при постепенном дозировании самостоятельности ребенок сможет почувствовать все прелести взрослой жизни и научится обходить «подводные камни».

Наедине со своими страхами

Современные психологи убеждены: начиная с семилетнего возраста ребенка можно оставлять дома одного.

В 3 года происходит психологическое рождение ребенка, поэтому в этот период вы должны быть предельно внимательны к своему сорванцу и оставлять его одного просто не желательно, не говоря уже о годовалом ребенке.

В 5 лет, когда у него формируется воображение и появляются страхи, тоже очень опасно оставлять его одного. Не стоит делать этого и в ответственные моменты, чтобы у него не возникло чувства ненужности, в том числе во время засыпания — будьте в этот момент рядом.

А вот в 6-7 можно вводить его во взрослую жизнь. Не случайно с семи лет начинается обучение в школе. К этому периоду дети приобретают все необходимые навыки и знания и могут самостоятельно удовлетворить свои основные потребности. Хотя в Европе такую готовность определяют только с 12-ти лет.

Единственное условие для этого — правильно и тактично подготовить детей к ответственному и новому для них шагу. Для того чтобы отбрести в будущем маленького соучастника хотя бы в недолговременных выходах в свет, родители не должны пугать своего малыша. Ни в каком возрасте. Никогда. Все эти бабаи, лешие, барабашки и другие коварные персонажи пускай останутся в сказках. В реальном мире ничто и никто ему не должен угрожать. Даже если ваш отпрыск не слушается, найдите другой способ приструнить его. В противном случае не удивляйтесь, что ваш уже, казалось бы, взрослый ребенок боится остаться один. Несамостоятельный и капризный...

У каждого страха есть своя причина. Только поняв её и устранив, можно внушить малышу, что дома он в безопасности.

1. Первый страх, о котором уже шла речь выше, создан искусственно, по вине, прежде всего, родителей. Пугая детей даже в шутку, мы порой сами не осознаем последствий. Не вовремя сказанная фраза: «Не будешь кушать, прилетит Баба Яга и съест тебя» — крепко врезается в память малыша. И когда он останется один, фантазия и образное мышление со скоростью света помогают увидеть все это наяву. Каждый шорох его пугает, каждый треск заставляет биться его хрупкое сердечко все сильнее. И кажется ему: может, это баба Яга стучится или серый волк норовит «укусить за бочок»? Так что будьте внимательны к своим словам.

2. ...Как и к просмотру передач с кадрами насилия, катастроф, ужасов — чтобы не дать ребенку стать свидетелем подобных трагических сцен. Любая стрессовая ситуация в школе или во дворе с друзьями, очередной новостной сюжет по телевизору об ограблении или пожаре могут нанести удар по психике и чувству безопасности вашего чада. Поэтому постарайтесь оградить его от негативной информации или помогите справиться с ситуацией.

3. У всех детей в раннем возрасте один всеобщий страх: они боятся за жизнь и здоровье родителей, боятся потерять дорогих им людей, и волнуются, когда им не звонят в подтверждение, что живы-здоровы. Поэтому, оставляя малыша на какое-то время, помните о его чувствах.

Узнайте причину детского страха, и сделать это возможно в форме игры. Это может быть рисование, лепка из пластилина или другие интерактивные игры. Попросите ребенка нарисовать свой страх. Только не вмешивайтесь в сам процесс, не помогайте ему. Куклы тоже могут помочь отобразить ситуацию в ролях.

Если вам удалось установить причину, не высмеивайте её и не стыдите ребенка. Иначе вы рискуете усугубить ситуацию, но никак не справиться с ней. Мягко и ласково объясните, почему не стоит этого бояться.

Рядом и не рядом

Перед тем как вы решитесь оставить киндера одного, прорепетируйте. Очень важно сначала оценить его психологическое состояние. Причем это нужно сделать заранее, а не неожиданно, когда мама должна бежать.

Говорят, что отличный экспромт — это заранее подготовленный экспромт. Так и здесь. В качестве эксперимента создайте видимость его абсолютной свободы и самостоятельности. Выделите для себя «мамин часик», предварительно договорившись с чадом: «Давай сейчас каждый будет заниматься своим делом, а через час мы с тобой обсудим, кто и что за это время успел выполнить». Вы можете принять ванну, поспать, не контролируя каждый его шаг. И «вернувшись», не забудьте похвалить ребенка за его работу, за то, что он в такой короткий час сумел так много сделать. Создавая видимость вашего отсутствия, вы приучаете малыша хоть какое-то время полагаться только на себя. Так он постепенно привыкнет и не будет ежеминутно обращаться к вам за помощью.

Попробуйте проиграть ситуацию. К примеру, он — зайчик, а вы — мама-зайчиха, которая ушла за морковкой. По возращению пусть он расскажет, чем зайчик занимался, во что играл, чего боялся, куда ходил. Важно, чтобы ребенок в роли зайчика несколько раз проговорил вслух все свои страхи. Озвученные и проигранные, жуткие ситуации не будут в будущем казаться таковыми. Если, возвратившись, вы застанете его испуганным, заплаканным, то приучение к самостоятельности на некоторое время придется отложить. Значит, морально он еще не готов.

Следующий способ заключается в том, чтобы проверить реакцию на свой уход. Если сын или дочь закатывают истерику, так что их слышно на улице, то от этой идее лучше отказаться. Так же, как и при неспокойном сне, хроническом детском страхе перед темнотой и постоянном плаче, терапия одиночеством в пустой квартире может только усугубить и без того неприятную ситуацию.

Один дома — не воин

Если все же «клиент созрел», стоит действовать, но только постепенно. 10–15 минут достаточно, чтобы увидеть эффект вашего отсутствия. Если ребенок жив, здоров, весел и не напуган — тест пройден. После этого интервал можно увеличивать.

Главное на время вашего отсутствия — чем-либо заинтересовать малыша. Это могут быть любимые мультики, рисование, составление пазла.

1. Важно, чтобы предложенное вами занятие было интересным для него. Иначе он быстро найдет, чем заменить его, и, поверьте, вам это вряд ли понравится. Если у него не будет четких указаний довести дело до конца, он сразу же займется далеко не полезными, а порой и опасными исследованиями: поисками на шкафу конфет, водными процедурами, проветриванием на балконе. Чтобы маленький человечек не получил серьезную психологическую травму, оставшись один, поручите ему, к примеру, собрать из конструктора сложную композицию или нарисовать счастливое будущее. Тогда ребенок не забьется в дальний угол, плача и стеная в ожидании мамы и папы, а исполнит порученное ему серьезное задание, за которое получит свою любимую машинку или куколку. Только не балуйте детей слишком, а принесите, например, соответствующий вашему карману сладкий гостинец или незамысловатую игрушку. Иначе ребенок привыкнет и будет постоянно ожидать вашего ухода, чтобы потом получить компенсацию за свой «героический» поступок. Вы можете за хорошее поведение отплатить ему нарисованным вами его любимым мультяшным героем или лакомством, приготовленным специально для него, а быть может и вместе с ним.

2. Даже если вы оставляете ребенка на час, не забудьте о еде. О вкусной еде. Вряд ли он с удовольствием будет есть приготовленный ему гороховый суп. Лучше на это не рассчитывать, а положить аппетитные бутерброды, оригинально составленные, печенье, сок или йогурт. Чтобы, незаметно для себя, он скоротал время и не почувствовал одиночества. Если же вы планируете оставить его на дольше, оставьте в термосе готовую еду (например, котлету с картошкой, пельмени, блинчики).

3. К 5–6 годам дети уже более-менее могут ориентироваться во времени и пользоваться часами. Перед тем как уходить, необходимо подробно объяснить малышу, что вы возвратитесь, «когда большая стрелка будет на циферке 12, а маленькая — на 5». Только постарайтесь не опаздывать, ведь он вас будет очень ждать. К тому же вы, возвращаясь вовремя, приучите его делать то же самое в подростковом возрасте, а еще отвечать за свои слова и быть пунктуальным. Вы для него — пример, так будьте достойны подражания!

4. Придя домой и обнаружив там настоящий хаос, не спешите его ругать. Это простое любопытство, которое присуще всем. В детстве все мы мечтаем быть похожими на родителей, стать такими же важными и взрослыми, как они. И дети хотят играть во «взрослые игрушки». Поэтому если вы однажды придете домой и увидите вашу косметику, разбросанную по полу, или шариковые румяна, застрявшие вместо пуль в пистолете, или диоровским карандашом разрисованную открытку, не удивляйтесь. Наоборот, найдите во всем этом беспорядке находчивость и изобретательность. Проявите по максимуму все свое терпение, тактичность и мудрость. Если вы не будете сильно бранить, малыш вскоре снова вернется к своим куклам или мишкам, а со временем ему и вовсе наскучат вашим вещи. Однако старайтесь прятать дорогостоящие предметы, которые могут быть выброшены из-за небрежного к ним отношения.

Первый раз — он самый трудный

Итак, самый ответственный момент — это как минное поле. Не знаешь, когда сработает. Вы тут, он там. Как бы вы ни старались, а места себе все равно не находите. Прежде всего, не нервничайте, заставьте себя успокоиться. Не прокручивайте в голове страшные детали его тет-а-тета, не звоните каждые пять минут, но и дел серьезных не планируйте: в любом случае ничего не выполните. Материнское сердце, особенно при первом расставании с малышом, не даст вам спокойно отдохнуть. Держите себя в руках и не отказывайтесь от затеи воспитать в ребенке самостоятельность. Ведь чувствуя ваше волнение даже на расстоянии, дети тоже будут тревожны. Понятно, что вы готовы все бросить и бежать обратно. Но нет. Шаг сделан. Второй заключается в том, чтобы выдержать паузу, а значит, взять себя в руки. Если вы будете сохранять спокойствие, то и ребенок вскоре с радостью примет эту увлекательную игру под названием «Один дома», а ваше спокойствие и невозмутимость вселят в него еще большую уверенность.

Когда вы поймете, что ребенок спокойно переносит получасовые уходы, можно понемногу увеличивать время. Если же вам необходимо пару часов, обязательно вернитесь к тому времени, когда ребенок отходит ко сну. Хоть ему и спокойно в период вашего отсутствия, но засыпать в одиночестве страшно порой даже взрослому, не говоря уже о шестилетнем ребенке. Уважая его природный инстинкт, будьте рядом в ответственный для него момент. Ведь детям необходимо, чтобы родители охраняли их сон. Оставляя отпрыска наедине с собой, научитесь ему доверять. Не стоит звонить ежеминутно и проверять, сделал ли он уроки, выключил ли газ. Только тогда будет результат.

Очень важный инструктаж

И очень важно провести с ребенком инструктаж по безопасности. Есть несколько наиболее распространенных «нельзя», которые ребенок должен запомнить раз и навсегда, не нарушая их ни при каких обстоятельствах.

  • Нельзя никому открывать дверь, даже соседям. Нужно объяснить малышу, что входные двери должны открывать только взрослые и ключи для этого есть у каждого члена семьи. Если даже по какой-то случайности они их забыты, пусть вашим общим опознавательным знаком будет тройной звонок в дверь. Такой вариант обезопасит ребенка от недоброжелателей, и уже тому, кто позвонит лишь раз, он не откроет.
  • Нельзя объяснять по телефону незнакомым людям, что мама отошла на два часа. Желательно вообще не вести беседы с посторонними, но если такое случается, то ребенок должен сказать примерно так: «Мама сейчас очень занята и не может подойти к телефону. Перезвоните через часа два». Так вы и врать его не заставляете (ведь у мамы, действительно, есть дела), и звонящих он дезинформирует.
  • Нельзя выходить на балкон или открывать окна. Вы и сами не должны оставлять их открытыми. Исключением могут быть форточки, до них ваш малыш просто не дотянется. А вообще на окна лучше всего установить специальные блокирующие задвижки, которые ребенок не в состоянии открыть самостоятельно.
  • Нельзя играть с бытовыми приборами. Чтобы избежать подобных неприятностей, лучше убрать их подальше из поля зрения, а на электрические розетки поставить тугую защиту, если вдруг ребенок захочет проверить, кто там живет.

Рядом с телефонным аппаратом должны быть записаны номера телефонов (ваш мобильный, папин, бабушки или дяди), на которые можно звонить в случае опасности. Не надейтесь, что он их помнит: в самый нужный момент даже самая лучшая память может подвести. И непременно объясните ребенку, куда, когда и в каких экстренных случаях нужно срочно звонить и звать на помощь.

Режущие и колющие предметы уберите с глаз долой в недоступное для детей место, как и яркие баночки и пузырьки с лекарствами и бутылки с бытовой химией, чтобы избежать отравлений.

Все случайности предусмотреть нельзя, поэтому ребенку лучше всего не запрещать, а объяснить, почему не стоит трогать, а если и трогать, то предварительно его научив. Просто позаботьтесь о мерах предосторожности: газ перед уходом из дома обязательно перекройте, а электрическую плиту отключите, и тогда, если малыш и решится «вкусить запретный плод», тот для него будет не опасен.

Тест на самостоятельность

И последнее. Небольшой тест, созрел ли ваш ребенок:

  • не страшится темноты и закрытого пространства: частенько играет в комнате за закрытой дверью и укладывается без ночника;
  • четко знает предел дозволенного: что можно, а чего нельзя (и почему);
  • умеет пользоваться телефоном;
  • может играть без вас хотя бы час;
  • может самостоятельно налить себе воды и попить;
  • у ребенка есть чувство ответственности;
  • не мстительный: не умеет подолгу вынашивать злость, придумать план мести, быстро «отходит» и прощает обиды;
  • знает, «что такое хорошо и что такое плохо»;
  • в случае крайней необходимости может воспользоваться планом эвакуации.

Если хотя бы на семь пунктов вы ответите «да», значит, ваш ребенок уже вполне готов ненадолго оторваться от вас и не нуждается в ежеминутном контроле. В противном случае лучше не рисковать.

Таким образом, своевременное приучение ребенка к такому пребыванию дома позволит вам не только заниматься своими делами, но и приучит его к самостоятельности, дисциплине, самоорганизации, планированию своего времени и ответственности. Согласитесь, эти качества очень важны для достижения самых высоких жизненных целей. Но когда их стоит вырабатывать, решать вам.

Наталья Стрюкова



Видео

Как перестать бояться будущего?
Как перестать бояться будущего?

Список телефонов доверия для подростков. Детям необходима поддержка как родителей так и учителей. Для этого в Киеве работает множество телефонов доверия, позвонив на которые можно получить консультацию и необходимую психологическую помощь.

Наши питомцы очень нуждаются в финансовой и материальной помощи. Монастырь не в силах помочь такому количеству животных своими силами, поэтому обращаемся ко всем неравнодушным людям с просьбой помочь нашим животным в это трудное для них время.

Для благотворительного проекта по разработке православной духовной атрибутики требуется помощь дизайнера !

По этому номеру телефона вы можете получить квалифицированную консультацию по вопросам относительно туберкулеза...

Огласительные беседы желающими принять Святое Крещение!!!

Приглашаем всех желающих в Студию детского творчества при храме святителя Григория Богослова! В Студии работают две школы: Школа живописи и Школа прикладного искусства.

В храме свт. Луки Крымского каждое 2-е воскресенье месяца проходят молебны с акафистом Божией Матери Неупиваемая Чаша, о страдающих от алкогольной, табачной, наркотической, игровой зависимостей и любящих их близких людей.

До уваги батьків особливих дітей! Проводиться набір діток в «Центр змішаного типу для дітей з функціональними обмеженнями» ГО «Родина»

Розшукуємо пацієнтів з онкологією, які зіткнулись з проблемами у лікуванні, а саме: нестача ліків, зловживання з боку медперсоналу, перепродаж ліків по завищених цінах тощо.

Запрошуємо вивчати мову жестів!

Участились случаи мошенничества в сфере помощи онкобольным детям. Мошенники, представляясь родителями больных детей просят помощь на лечение.

Благотворительная продажа работ (картин, поделок, аппликаций) сделанных руками детей и волонтёров на Изостудии при Институте рака ул. Ломоносова 33/43

Волонтерское движение "Молодость неравнодушна" существует на ваши пожертвования. Ваша помощь значит, что мы сможем продолжать работу!