О ЧЕМ ГОВОРИТ АГРЕССИЯ?

Ребята волонтеры, которые посещаю детские дома, и дома малютки часто сталкиваются с вопросами не вполне адекватного поведения детей. Впрочем, вопросы эти касаются не только детских домов и волонтеров. Все чаще слышим мы об агрессии, гипперактивности, тревожности, замкнутости. Сегодня мы рассмотрим вопрос агрессии, попытаемся немного вникнуть в суть этих «недетских» проблем.

Агрессия (от лат. Agressio — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т.п.). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 1997.

Знаменитый психолог Э. Фромм считает, что существует два вида агрессии «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит оборонительный характер. Как только опасность исчезает. Затухает и данная форма агрессии. «Злокачественная» агрессия представляет собой жестокость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности.

На становление агрессивности влияют многие факторы. Например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга.

В настоящее время, ученые все большее значение уделяют влиянию именно социальных факторов на развитие агрессивности у детей. Так, известно, что сцены насилия, демонстрируемые в кино и на телевидении, компьютерные игры (стрелялки и т.п.), мода, содержащая элементы насилия, брутальности и злости, а также песни, музыка и даже мультфильмы — склонны вызывать у человека соответствующие чувства и переживания. Со временем эти чувства и переживания становятся для человека естественными, «природными», и входят в структуру его личности, его характер и жизнь в целом.

Что касается воспитания детей то, есть ряд факторов, которые формируют у ребенка агрессивность.

Если ребенка наказывают за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать ее при родителях и воспитателях, но это не гарантирует подавление агрессии в любой другой ситуации. Скорее наоборот, становясь старше, ребенок, видит, где он может «перетерпеть», а где можно дать вол своим проявлениям агрессивности. Чаще всего, этот ребенок учтив ос старшими и более сильными, и неуправляем с младшими и более слабыми. Наказывая ребенка за любое проявление агрессивности, мы поступаем вдвойне неправильно. Во-первых, мы обманываем ребенка — ведь сами мы тоже склонны в определенных ситуациях к агрессивным действиям и поступкам. Во-вторых, агрессивность «оправданная» (например обида, предчувствие опасности, защита от опасности) пренебрегается и на ребенка навешивается ярлык — что он «злой и невоспитанный». Ребенку ничего другого не остается, как только следовать этим характеристикам. Такое поведение взрослых, указывает на негибкость и нежелание вникать в суть проблемы.

Вторая ошибка взрослых состоит в попустительском, пренебрежительном их отношении к агрессивным вспышкам ребенка. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь внимание взрослых. Малыши, родители и воспитатели которых отличаются чрезмерной уступчивостью и мягкостью, а также неуверенностью и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя достаточно защищенными, и в свою очередь «заболевают» «доброкачественной» агрессией. Это их ответная реакция на постоянную неуверенность взрослых, и чувство незащищенности и опасности. В дальнейшем такая агрессия войдет в структуру личности и станет «злокачественной».

Неуверенность и колебания взрослых при принятии единогласного решения, провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева. Сами того не осознавая, дети не без помощи взрослых учатся манипулировать и добиваться желаемого.

Из всего написанного видно, что формирование агрессивности у ребенка «заслуга» взрослого. В семьях, где ребенка окружают родные и близкие, эти вопросы решаются, поскольку родителям небезразлична судьба их ребенка. Что же делать с брошенными и никому не нужными детьми?

Во-первых, не нужно отчаиваться, что мы не можем проводить с детьми много времени. Нужно понять, что суть воспитания не в количестве, а в качестве проведенного вместе времени.

Таким образом, показывая ребенку, выходы из различных ситуаций, оставаясь с ним искренним и строя доверительные отношения, в которых нестрашно, быть слабым, или недостаточно умным, мы «программируем» ребенка на будущее. И полдня в неделю, проведенных вместе с ребенком, который кроме Господа Бога никому не нужен, это уже много и уже важно. Главное не забывать, что дети не бывает плохими или хорошими. Дети лишь отражают нас с вами. И здесь есть над чем задуматься.

Анна Лелик



Видео

Как перестать бояться будущего?
Как перестать бояться будущего?

Список телефонов доверия для подростков. Детям необходима поддержка как родителей так и учителей. Для этого в Киеве работает множество телефонов доверия, позвонив на которые можно получить консультацию и необходимую психологическую помощь.

Наши питомцы очень нуждаются в финансовой и материальной помощи. Монастырь не в силах помочь такому количеству животных своими силами, поэтому обращаемся ко всем неравнодушным людям с просьбой помочь нашим животным в это трудное для них время.

Для благотворительного проекта по разработке православной духовной атрибутики требуется помощь дизайнера !

По этому номеру телефона вы можете получить квалифицированную консультацию по вопросам относительно туберкулеза...

Огласительные беседы желающими принять Святое Крещение!!!

Приглашаем всех желающих в Студию детского творчества при храме святителя Григория Богослова! В Студии работают две школы: Школа живописи и Школа прикладного искусства.

В храме свт. Луки Крымского каждое 2-е воскресенье месяца проходят молебны с акафистом Божией Матери Неупиваемая Чаша, о страдающих от алкогольной, табачной, наркотической, игровой зависимостей и любящих их близких людей.

До уваги батьків особливих дітей! Проводиться набір діток в «Центр змішаного типу для дітей з функціональними обмеженнями» ГО «Родина»

Розшукуємо пацієнтів з онкологією, які зіткнулись з проблемами у лікуванні, а саме: нестача ліків, зловживання з боку медперсоналу, перепродаж ліків по завищених цінах тощо.

Запрошуємо вивчати мову жестів!

Участились случаи мошенничества в сфере помощи онкобольным детям. Мошенники, представляясь родителями больных детей просят помощь на лечение.

Благотворительная продажа работ (картин, поделок, аппликаций) сделанных руками детей и волонтёров на Изостудии при Институте рака ул. Ломоносова 33/43

Волонтерское движение "Молодость неравнодушна" существует на ваши пожертвования. Ваша помощь значит, что мы сможем продолжать работу!