Гиперактивность

Гиперактивность

Гиперактивность

«Активный» — от латинского «activus» — деятельный, действенный. «Гипер» — от греческого «hyper» — над, сверху — указывает на превышение нормы.

«Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребёнка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и сверхподвижностью».

Что такое СДВГ

Сейчас столько говорят о гиперактивности, что порой любому более подвижному, любознательному и неусидчивому ребёнку «приписывают» «диагноз» гиперактивность. И даже среди медиков, педагогов и психологов до сих пор бытует мнение, что гиперактивность — это лишь поведенческая проблема, или «распущенность» ребёнка.

Что же такое гиперактивность на самом деле? На самом деле — это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист при специальном обследовании. В науке гиперактивность известна как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Гиперактивность, как правило, тесно связана с минимальной мозговой дисфункцией (ММД).

Основными причинами возникновения гиперактивности у детей, прежде всего, является патология беременности и/или родов. Как правило, детям с диагнозом СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) тяжелее даётся учёба. У многих детей наблюдаются проблемы с освоением навыков письма, чтения, счёта. Кроме интеллектуальной сферы, психологи считают, что гиперактивные дети имеют трудности и с восприятием любви.

Имея правильное понимание гиперактивности, взрослым необходимо помнить, что требовать от такого ребёнка «послушности» и усидчивости, всё равно, что требовать от человека понимать язык зверей. Тем не менее, с гиперактивными детьми важно и необходимо вести коррекционную работу.

Работа с таким ребёнком будет вестись по трём направлениям, будет сконцентрирована на трёх основных проблемах гиперактивности: рассеянности внимания, импульсивности, повышенной возбудимости.

Развитие дефицитарных функций (усидчивости и внимания)

С гиперактивным ребёнком необходимо заниматься настольными играми, головоломками, кроссвордами. При этом важно помнить, что ребёнок на первых порах будет рассеянным, интерес его будет быстро пропадать, он будет ёрзать на месте и находить поводы, чтобы убежать или просто сменить род деятельности. Именно поэтому взрослому важно запастись терпением и освоить некоторые приёмы привлечения и удержания внимания ребёнка. Кроме того, необходимо иметь в запасе набор игр и занятий, способных заинтересовать малыша.

Взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Основной задачей здесь является научить ребёнка не только слушать, но и слышать. Ребёнок должен научится понимать инструкции взрослого: проговаривать инструкции вслух, учиться самостоятельно формулировать правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретного задания.

Кроме того, важно помнить, что гиперактивному ребёнку бывает нелегко в компании сверстников в силу своих особенностей.

Этим детям тяжело усваивать правила игры в силу своей рассеянности. Поэтому сначала следует вводить ребёнка в группы по 2-4 человека, а затем уже и в игры с большим количеством участников.

Следует внимательно следить за тем, чтобы гиперактивный ребёнок не перевозбуждался — в таком состоянии ему потом тяжело прийти в норму, он практически не может контролировать себя.

Общаемся, как?

С гиперактивным ребёнком необходимо общаться мягко и спокойно — именно таким образом он усваивает необходимые и недостающие ему качества. Недопустимо с гиперактивным ребёнком кричать, говорить слишком эмоционально и много. Следует избегать чрезмерной жестикуляции и ненужных движений. Кроме того, важно следить за интонациями и громкостью голоса. Гиперактивные дети — сверхчувствительны, они быстро подстраиваются к настроению и стилю общения взрослого.

Инструкции

Учитывая особенности гиперактивного ребёнка, важно обратить внимание на то, как нужно давать инструкции. Они не должны быть многословными, т. е. должны содержать не более 10 слов, иначе ребёнок «выключится» и не услышит того, что вы хотите ему сказать. Кроме того, инструкции должны быть пошаговыми. В инструкции не должно быть сразу несколько заданий (например, «пойди позови Таню, потом передай Ване книгу, и убери игрушки со своей кровати») — будьте уверены, ребёнок не запомнит ничего из того, что вы сказали.

Запреты

Так же, как и инструкции, запреты должны быть немногословными и сформулированными в очень чёткой и непреклонной форме. Кроме того, любые запреты должны быть оговорены с ребёнком заранее.

Наказание

Наказывать гиперактивного ребёнка нужно аккуратно. Ребёнок должен чётко понимать, за что именно его наказывают. Именно поэтому с таким ребёнком важно заранее обсуждать все «нельзя». Чем лучше он усвоит необходимые правила, тем меньше поводов расстраиваться будет у взрослого. Не следует забывать, что во время наказания нужно избегать эмоциональности и многословности.

Похвала

Гиперактивный ребёнок привыкает везде и всюду слышать замечания и упреки. Отовсюду он слышит о том, что он «не такой». Замечания и высказывания о том, что он не может усидеть, не может быть внимательным, не может быть таким, как все «нормальные» дети, для него становятся, к сожалению, привычной обратной связью. Поэтому с таким ребёнком важно обращать внимание на то хорошее, что в нём есть. Важно подбадривать и поощрять за его попытки усидеть на месте, внимательно слушать и делать то, что от него требуется. Заостряя внимание на позитивных моментах его поведения, вы, таким образом, снимаете один за другим ярлыки, которые на него навесили.

Переключаемость

В силу своей импульсивности ребёнку тяжело переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому необходимо заранее предупреждать о предстоящих планах. Например, если вы знаете, что через 10 минут ребёнка ждет ужин, то необходимо ему сказать о скором прекращении игры. Далее нужно предупредить ещё раз за несколько минут до окончания, и только потом объявлять о том, что игра окончена.

Режим

Для гиперактивного ребёнка очень важен режим. Тогда он чувствует себя более защищённым и лучше может осуществлять контроль над собой.

Досуг

Гиперактивному ребёнку противопоказаны долгие игры за компьютером, а по возможности их желательно и вовсе исключить. Если же играть, то отдавать предпочтение интеллектуальным компьютерным играм, благо, такие сейчас есть в ассортименте для любого возраста.

То же касается и телевизора — просмотр боевиков и экшенов вряд ли принесут пользу ребёнку, у которого проблемы с самоконтролем и управлением собственного гнева.

Спорт

Многие взрослые считают, что гиперактивному ребёнку нужно как можно больше времени уделять спорту, чтобы расходовать свою «лишнюю» энергию. Так взрослые путают два понятия — энергии и двигательной расторможенности — что, по сути, совсем не одно и то же.

Приобщая такого ребёнка к спорту, важно помнить, что групповые виды спорта — не самое лучшее для него, учитывая вышеописанные особенности его восприятия мира и поведения (неумение подчиняться командным правилам и запоминать инструкцию). А потому более удачными и полезными для гиперактивного ребёнка будут такие виды спорта, как плавание, бег, атлетика. Противопоказаны ему и любые агрессивные виды спорта.

Прогулки

Перед сном или перед дневным отдыхом гиперактивному ребёнку рекомендованы спокойные прогулки вместе со взрослым. Когда ребёнок подстраивается под шаг взрослого, его подвижность и расторможенность снижается. В это время можно поговорить с ребёнком о пройденном дне или о предстоящих событиях. Главное, не забывать разговаривать спокойно, избегая накала эмоций и давая ребёнку высказать всё, что для него важно. После таких успокаивающих прогулок ребёнку будет легче контролировать своё поведение, что поможет ему спокойно заснуть. Выбирая место для прогулки, важно избегать людных мест и ярких впечатлений. Стоит подчеркнуть важность подобных моционов для настроения, эмоциональной близости и атмосферы доверия, которая возникает в эти минуты. Для ребёнка это бесценный опыт для будущей жизни, где он будет сам пытаться контролировать себя.

Анна Лелик



Видео

Как перестать бояться будущего?
Как перестать бояться будущего?

Список телефонов доверия для подростков. Детям необходима поддержка как родителей так и учителей. Для этого в Киеве работает множество телефонов доверия, позвонив на которые можно получить консультацию и необходимую психологическую помощь.

Наши питомцы очень нуждаются в финансовой и материальной помощи. Монастырь не в силах помочь такому количеству животных своими силами, поэтому обращаемся ко всем неравнодушным людям с просьбой помочь нашим животным в это трудное для них время.

Для благотворительного проекта по разработке православной духовной атрибутики требуется помощь дизайнера !

По этому номеру телефона вы можете получить квалифицированную консультацию по вопросам относительно туберкулеза...

Огласительные беседы желающими принять Святое Крещение!!!

Приглашаем всех желающих в Студию детского творчества при храме святителя Григория Богослова! В Студии работают две школы: Школа живописи и Школа прикладного искусства.

В храме свт. Луки Крымского каждое 2-е воскресенье месяца проходят молебны с акафистом Божией Матери Неупиваемая Чаша, о страдающих от алкогольной, табачной, наркотической, игровой зависимостей и любящих их близких людей.

До уваги батьків особливих дітей! Проводиться набір діток в «Центр змішаного типу для дітей з функціональними обмеженнями» ГО «Родина»

Розшукуємо пацієнтів з онкологією, які зіткнулись з проблемами у лікуванні, а саме: нестача ліків, зловживання з боку медперсоналу, перепродаж ліків по завищених цінах тощо.

Запрошуємо вивчати мову жестів!

Участились случаи мошенничества в сфере помощи онкобольным детям. Мошенники, представляясь родителями больных детей просят помощь на лечение.

Благотворительная продажа работ (картин, поделок, аппликаций) сделанных руками детей и волонтёров на Изостудии при Институте рака ул. Ломоносова 33/43

Волонтерское движение "Молодость неравнодушна" существует на ваши пожертвования. Ваша помощь значит, что мы сможем продолжать работу!