Епископ Иона (Черепанов): «Наша жизнь должна быть Евангелием в картинках»

Епископ Иона (Черепанов): «Наша жизнь должна быть Евангелием в картинках»

12 декабря в рамках миссионерских встреч-бесед на тему Рождественского поста при Духовно-просветительском центре в честь Воскресения Христова состоялась вторая встреча, на этот раз с владыкой Ионой, епископом Обуховским, наместником Киевского Свято-Троицкого Ионинского мужского монастыря, председателем Синодального отдела по делам молодёжи Украинской Православной Церкви, главным редактором журнала Отрок.ua

Ниже приводим текст беседы.

Итак, беседа наша будет посвящена теме миссионерства в разрезе Рождественского поста, но мне кажется, что нельзя рассматривать эту тему, ограничившись временными рамками поста. На мой взгляд, в постное время свои миссионерские способности необходимо проявлять особенно в исповедании своей веры. Почему? Вот я вспоминаю свою учебу в мединституте еще в советское время. Это как раз был период моего воцерковления.

Прекрасно помню, как каждый день Великого Поста я шел в столовую и во время больших перерывов между парами покупал стакан компота, несколько кусков хлеба, и это составляло весь мой обед или ужин, в зависимости от того, когда были пары. Мои однокурсники знали, что я пощусь, что хожу в храм. И вот что интересно, несмотря на то, что это был период советской власти, что тогда еще и комсомольская организация существовала, и коммунистическая идеология еще не окончательно отошла в прошлое, но ни разу не было случая, чтобы мои однокурсники как-то проявляли ехидство или ерничество. Они знали, что, если в храм хожу, значит, стараюсь исполнять все установления, которые требует Православная Церковь.

Пару раз было такое, что ребята говорили: «Да ладно, мы никому не скажем, давай, съешь что-то такое непостное». Я в ответ: «Нет, не буду». И вот как-то привыкли и, как мне кажется, это вызывало достаточно серьезно-уважительное, почтительное отношение вообще ко всей Православной Церкви. Если помните, в советское время было такое двустишье: «Если тебе комсомолец имя — имя крепи делами своими». Также, перефразируя можно сказать — если тебе православный имя, то имя крепи делами своими.

Сейчас же, к сожалению, в ходе общения с ребятами-студентами часто складывается такое впечатление, что они как бы стесняются исповедовать православную веру. Доходит до того, что говорят: «О, я, наверное, не пойду на день рожденья к своему однокурснику или однокласснику, потому что там будет непостное». То есть, человек боится прийти и поздравить своего друга или каких-то своих родственников, только потому, что на столе не будет постных блюд. Но, по-моему, это полнейшая нелепица. Дело, по-моему, в том, что придя в гости, он стыдится исповедовать себя православным и вкушает все, что ему будут давать. Но, если ты человек православный, то не стыдись своей веры, живи так, как предписывает Евангелие, как учит нас Православная Церковь, постись так, как положено поститься. При этом, не скрывай это и не прячься — естественно не выпячивай так, мол «вот я пощусь, я воздерживаюсь» и т. д. Не выпячивай и в то же время не скрывай.

Насколько я знаю по своему опыту и из общения с молодыми людьми, это очень хорошо работает. Когда человек очень цельный, когда у него нет багажа масок для разных ситуаций — то есть в храме он один, на работе другой, дома еще какой-то, с друзьями на рыбалке третий, четвертый и т. п. — то есть нет в нем своеобразного расслоения, человек всегда такой, православный и исповедующий свою веру, это действительно работает.

И, по-моему, это наиболее действенное миссионерство. Вспомним слова Евангелия, что «наш свет так должен светить пред человеки, чтобы они видели наши добрые дела и прославили Отца нашего Небесного». Это не значит, что надо делать добрые дела на показ, но надо просто жить, как положено по Евангелию. И если мы живем так, то волей- неволей будем стараться делать добрые дела. И, действительно, эти евангельские добрые дела должны так светить перед людьми, чтобы они сами захотели стать такими же, чтобы захотели измениться и изменить свою жизнь.

Вот что интересно, моя мама, которая воцерковилась позже меня, но сейчас, слава Богу, является постоянной прихожанкой и ведет церковную жизнь, она старается по возможности миссионерствовать, как-то препятствовать злу. В частности, по дороге на дачу, когда различные сектанты подсаживаются и пытаются людей «обрабатывать», моя мама начинает задавать им всякие каверзные вопросы, которых они не выдерживают. Сектанты ведь привыкли работать с «сырым материалом». И вопрос о иконопочитании является ступором для большинства.

Согласитесь, ведь среди ваших знакомых есть люди, которые считают себя православными? Но вы процитируйте библейский запрет, и они на самом деле действительно скажут «да, действительно, пожалуй, так». И никто не приложит ни малейшего усилия, ни малейшего стремления к тому, чтобы хоть в интернете почитать о том, что такое иконопочитание, почему мы почитаем иконы, чем отличается почитание от поклонения и т. д. Люди инфантильны до крайности и по лености своей попускаются злу. И вот моя мама, если общается с кем-то из молодых людей, всегда говорит: «Запомни, православный — значит лучший. Лучший на работе, лучший в коллективе, лучший семьянин и т. д.». То есть лучший не в зарабатывании очков или рейтингов, а в своих стремлениях и методах. Как если старается все делать по совести, изо всех сил. К примеру, на работе он — ответственный сотрудник, на занятиях не списывает нагло, не делает других каких-то вещей, которые вызывают недоумение и вопросы, а действительно живет по совести.

И это самая лучшая проповедь православия — даже можно ничего не говорить. Можно ничему не учить окружающих. Но если люди видят, что православный действительно лучший, если он стремиться Евангелие воплотить в своей жизни — это работает. Потому что, как мы с вами знаем, наверное, все сталкивались с тем, что, к сожалению, среди наших православных братий и сестер существуют такие менторские замашки, когда кто-то старается поучить «а вот нужно так-то», при этом, не подтверждая, не иллюстрируя своей жизнью подобные вещи.

Почему вызывают отторжение нравоучения бабушек в храме, когда, к примеру, молодая девушка или юноша заходят в церковь и их бабушки начинают пилить? Потому что всегда возникает вопрос, а вы в моем возрасте что делали, где вы были? Ведь сегодняшние бабушки — это вчерашние комсомолки, поколение пятидесятников, которые искренне верили Хрущеву, тому, что им покажут по телевизору последнего попа. Это вчерашние коммунистки, которые на старости лет, стоя на пороге вечности, начали делать какие-то выводы и воцерковились. И поэтому всегда возникает вопрос: а что вы делали в моем возрасте? Какими вы были? Поэтому все эти нравоучения и наставления не работают и не воспринимаются молодыми людьми. Поэтому особенно важно поступать и стремиться по Евангелию жить.

Помните, как написано: «Иже сотворит, и научит, тот велий наречется в Царстве Небеснем»? То есть сначала сотворить, а потом научить. Теория, не подтвержденная личным примером, личным свидетельством этой теории, иллюстрацией, она не воспринимается. Мы знаем и как сейчас многие говорят, происходит атака на Церковь, но, к сожалению, мы сами очень часто даем повод для этой атаки. Мы говорим одни слова, но эти слова не подкрепляются соответствующим видеорядом, и понятно, что у людей это вызывает некоторое недоумение и даже иногда отторжение. Эта проблема существует.

Поэтому, не зависимо от того, священнослужители мы или миряне, мы должны жить так, чтобы наша жизнь была иллюстрацией Евангелия. Наша жизнь должна быть Евангелием в картинках. Не только пост должен быть временем миссионерства, а вообще вся наша жизнь!

Помните замечательную книгу Иоанна Кронштадского, которая называется «Моя жизнь во Христе». Кто из нас может сказать, что наша жизнь является жизнью во Христе? Мы живем чем угодно — интересами работы, семьи, учебы, каких-то там забот, но никак не интересами вечности.

Знаете, если вспомнить библейскую заповедь о десятине и перевести ее в иную плоскость, не в финансовую — можем ли мы сказать, что отдаем десятую часть своего времени Богу? В сутках 24 часа — из них спишем 8 часов сна, остается 16 часов, и вот из шестнадцати часов отдаем ли мы десятую часть, хотя бы час в сутки отдаем ли мы Богу? Сколько мы молимся утром? — десять минут, вечером — пятнадцать минут, может быть, читаем десять минут какую-то книжку? Хорошо, если почитаем.... Но все остальное время — это какая-то суета, мельтешение совершенно бессмысленное и мало к чему приводящее в духовном отношении. Поэтому, конечно, не только постом, но и все время давайте стараться жить по-евангельски. Но постом особенно, потому что пост — это как раз время воздержания, время, когда мы воздерживаемся не только от каких-то продуктов питания.

К сожалению, открываешь любое средство массовой информации, и что пишут о посте — пишут, что можно кушать и чего нельзя кушать, какие есть традиции, каких нет традиций, какие традиции у нас, какие традиции в России и тому подобное, то есть всякая фольклорная шелуха, которая весьма опосредованное отношение имеет к Евангелию и Уставу Святой Православной Церкви. Действительно, воздержание от определенных продуктов необходимо. Церковь прямо предписывает, что можно есть и чего нельзя есть.

Но, к сожалению, пост частенько превращается в какую-то диету. То есть люди стараются выписывать, вычитывать какие-то рецепты, сверхусилия прикладывают в кулинарии, забывая, что пост это, прежде всего, время воздержания от всякого греха, от всякой страсти, от гордости, вообще от всех наших недостатков. Понятно, что сложно все охватить. Все мы ходим на исповедь и, наверное, каждый может сказать, что список грехов, с которым идем на исповедь можно отксерить и убирать или добавлять один-два, а список один и тот же остается. Нет каких-то особых вариаций, всегда есть набор каких-то «любимых» грехов. Потому что всегда, когда мы только приходим в Церковь, то избавляемся от наиболее грубых, от, как говорится, смертных грехов, которые прямо удаляют нас от Бога и являются прямо грубыми нарушениями заповеди Божьей. А такая вот «мелочевка» остается.

Но мелочевка такая в своей совокупности влечет также ко дну, как и большие грехи. И святые отцы сравнивали большие грехи с большими камнями, а такие вот повседневные грехи с песком. И вот, как большой камень легко заметить и перенести на другое место, так вот мелкие грехи, рассыпанные как песок, весьма сложно собрать в одну кучу и куда-то перенести. Нужно действительно потрудиться, чтобы их увидеть. И бороться, на мой взгляд, нужно начинать не со всеми грехами сразу, а по очереди с какими-то отдельно взятыми грехами.

Вот самый яркий пример — кто из вас не опаздывает на воскресную литургию? Наверное, хоть на пять минут, хоть на десять, но большинство опаздывает. Кто ходит на Всенощное бдение в субботу вечером? Тоже только перед Причащением может быть. Меня поражает сбой приоритетов у людей. Вот на самолет, если мы летим, допустим, в Турцию на отдых, мы когда-нибудь позволим себе опоздать? Никогда в жизни! Вы что?! Там мы приедем за три часа, а не за два до регистрации, вызвоним, во сколько регистрация, во сколько отлет. Боже упаси там опоздать. А за какой-то паршивой справкой кто-то опоздает? Нет, придет за полчаса до приема. Но на встречу с Богом, на встречу с Христом, мы почему-то позволяем себе опаздывать, причем цинично, раз за разом, вообще безо всякого зазрения совести. И хотя бы постом начать с малого — начать ходить на всенощное бдение, потому что литургия является только завершением воскресного суточного круга, пиком молитвенного предстояния Богу.

Собственно говоря, основная часть праздника молитвословная, основная смысловая, текстовая часть приходится как раз на всенощное бдение, где поются и стихиры замечательные, и каноны, и другие песнопения, которые вводят нас в праздник, настраивают нас на тот праздник, который мы отмечаем. литургия, мы знаем, практически не изменяется за исключением нескольких тропарей, она практически всегда одна и та же.

И хотя бы постом давайте попробуем ходить на всенощные, не опаздывать на литургии, вот с этого начнем. Если, кто склонен, допустим, к осуждению — думаю, тоже здесь никто не может сказать, что он к этому не склонен, у всех есть такая страстишка, потому что всегда увлекательно, интересно о ком-то поговорить. И не только среди светских людей, но и среди православных это все распространено — такая стандартная, годами отработанная страстишка, наверное, каждого человека.

Но вот вы сами, наверное, знаете, что для того, чтобы совершить грех, нужны какие-то определенные условия. Вроде как для того, чтобы напиться, нужно пойти в магазин, купить алкоголь, где-то его выпить и т. д. И всегда при совершении каких-то определенных шагов дело доходит до греха. Вы знаете, что осуждение происходит всегда в каких-то конкретных компаниях, потому что есть люди, которым осуждение не интересно, которые не считают необходимым для себя говорить о ком-то. Кстати, интересный факт — игумен монастыря Дохиар на горе Афон (с которым наш монастырь дружен), говорит своим монахам: «Я вам запрещаю с кем-либо говорить о третьем лице». Что бы ни подразумевалось — хвалить или ругать — о третьем лице он прямо запрещает говорить. Вот подумайте, действительно есть люди, которые либо по природе своей, или в силу работы над собой о третьем лице никогда говорить не будут. Вот и следует нам стремиться общаться с такими людьми, а не с теми, которые по любому поводу начинают изливать потоки информации о нашем ближнем.

Вот так, шаг за шагом, мы можем начать работать с наиболее явных наших грехов, и тогда есть шанс, что привыкнув к воздержанию от чего-либо, мы и после поста сохраним сей благой навык. Даст Бог, по завершению поста перестанем опаздывать на службу, будем уклоняться от тех ситуаций, в которых мы можем согрешить и т. д. То есть пост — это то время, когда мы можем потренироваться действительно в евангельском совершенстве. Бог всем в помощь!

Материал подготовили:Анна Синица, Татьяна Буц



Видео

Как перестать бояться будущего?
Как перестать бояться будущего?

Список телефонов доверия для подростков. Детям необходима поддержка как родителей так и учителей. Для этого в Киеве работает множество телефонов доверия, позвонив на которые можно получить консультацию и необходимую психологическую помощь.

Наши питомцы очень нуждаются в финансовой и материальной помощи. Монастырь не в силах помочь такому количеству животных своими силами, поэтому обращаемся ко всем неравнодушным людям с просьбой помочь нашим животным в это трудное для них время.

Для благотворительного проекта по разработке православной духовной атрибутики требуется помощь дизайнера !

По этому номеру телефона вы можете получить квалифицированную консультацию по вопросам относительно туберкулеза...

Огласительные беседы желающими принять Святое Крещение!!!

Приглашаем всех желающих в Студию детского творчества при храме святителя Григория Богослова! В Студии работают две школы: Школа живописи и Школа прикладного искусства.

В храме свт. Луки Крымского каждое 2-е воскресенье месяца проходят молебны с акафистом Божией Матери Неупиваемая Чаша, о страдающих от алкогольной, табачной, наркотической, игровой зависимостей и любящих их близких людей.

До уваги батьків особливих дітей! Проводиться набір діток в «Центр змішаного типу для дітей з функціональними обмеженнями» ГО «Родина»

Розшукуємо пацієнтів з онкологією, які зіткнулись з проблемами у лікуванні, а саме: нестача ліків, зловживання з боку медперсоналу, перепродаж ліків по завищених цінах тощо.

Запрошуємо вивчати мову жестів!

Участились случаи мошенничества в сфере помощи онкобольным детям. Мошенники, представляясь родителями больных детей просят помощь на лечение.

Благотворительная продажа работ (картин, поделок, аппликаций) сделанных руками детей и волонтёров на Изостудии при Институте рака ул. Ломоносова 33/43

Волонтерское движение "Молодость неравнодушна" существует на ваши пожертвования. Ваша помощь значит, что мы сможем продолжать работу!