СВЯТЫНИ ПОДОЛЬЯ

СВЯТЫНИ ПОДОЛЬЯ

Иосафатова долина

Из истории села Голинченцы известно, что до XVII века на том месте был непроходимый дремучий лес.

Во второй половине XVII века Подольские земли были оккупированы турецким султанатом. Жители деревень, которым угрожала опасность, искали убежища в Калиновском православном монастыре недалеко от Шаргорода. Вероятность попасть в рабство или быть убитыми грозила отовсюду. И в монастыре могли появиться янычары. Как п о в е с т ву е т легенда, Божия Матерь, явившись некоторым монахам в соном видении, благословила идти в сторону утренней зари и там искать спасения. И пошли все собравшиеся в обители на восток, в дремучие леса. На третий день остановились на ночлег возле колодца, и там, вдруг, обрели спокойствие. Снова явилась им в сновидении Матерь Божия, с небес благословляя округу. И на этом месте монахи основали новую обитель. А так как они были совсем бедными, округе дали название Голинченцы. Миряне стали там строить дома, и со временем образовались четыре села по четырем сторонам света. А в середине — долина и колодец с целительной родниковой водой. Возле него постоянно стали совершаться молебны, а место то прозвали Иосафатовой долиной (по аналогии со знаменитой долиной под Иерусалимом — местом грядущего Страшного суда).

«Опять Божия Матерь явила Свой особый промысел жителям этой долины. Случилось это во время жатвы в 1923 году. Пастух Иаков пас стадо коров, а невдалеке 12-летняя девочка Кристина пасла овец. Иаков часто молился у колодца и в жаркую пору обливался целебной водой. Как-то он увидел прямо в воде отображение Матери Божией с Младенцем. Нимб Ее сиял золотистым светом. Но страха и оцепенения он не ощутил. „Матерь Божия, что нам делать?“ — успел спросить пастух. „Христа славьте, кресты ставьте!“ — услышал он в ответ, и Ма- терь Божия, благословляя его и всю округу, уже таяла в воздухе, поднимаясь к небу. Иаков сразу же побежал в близлежащее село Голинченцы и рассказал все, что видел».

С хоругвями и образом святителя Николая селяне вместе со своим священником — отцом Тихоном Петринским пришли к колодцу. Тут они и установили первый дубовый крест. Слава про чудо распространилась мгновенно. В этот же день кресты установили жители соседних селений Русавы, Попелевки, Ксьондзовки, Шпикова, Рахнова, Зведеновки и Джурина. К осени вся Иосафатова долина была уже усеяна крестами. Неделями и месяцами люди несли их на руках отовсюду. Далекие Кубань и Одесса, Приднестровье, Бессарабия и Донбасс присылали свою хвалу Господу. Добирались поездами и с Далекого Востока.

Местное советское руководство стало беспокоиться, когда в такой глуши крестов стало появляться все больше и больше. Секретная докладная записка от 24 ноября 1923 года Могилев-Подольскому облисполкому на имя подольского губернского главы повествует, что в Иосафатовой долине «случаются многочисленные случаи исцеления от различных заболеваний, что вызывает неимоверный наплыв людей на религиозные действия, которые проводятся на месте явления загадочной женщины с ребенком. Это все выходит за рамки коммунистической идеи, потому является вредным».

Специальная комиссия исполкома приняла решение не только стереть с лица земли кресты, но и перевоспитать участников событий. Конные разъезды милиции останавливали потоки паломников, кресты распиливали на дрова. «Активисты-ликвидаторы» награждались премиями. Тех же, кто укрывал паломников, брали под арест.

Так, 50 человек, избитые и окровавленные, в лохмотьях и босые, по снегу пешком были направлены сначала в Шаргород, а оттуда этапом — в Винницу. Им хотели приписать «государственную измену», но никто из них не признал себя виновным и не отрекся от веры. Всех ужаснула мученическая смерть пастуха Иакова. В подземелье его живым загрызли крысы. Остальных 49 заключенных после допроса выгнали на улицу. Ободранные и голодные, они пешком вернулись в Голинченцы и увидели... 16 тысяч крестов, которые появились за зиму.

Дороги к Голинченцам снова перекрыли. И когда стало казаться, что повторно срезаны все кресты до единого, следственная комиссия возобновила свою работу. Это было весной 1924 года.

Почти полтора года шло расследование. 21 июня 1925 года в зале винницкого губернского суда началось самое громкое дело тех лет на Подолье, которое в хрониках официально называлось «Дело про кресты на Иосафатовой долине». На скамье подсудимых оказались 9 священников и 18 мирян. Из доклада гражданского обвинителя можно узнать, что за пять месяцев 1923 года в долине побывало более миллиона пятисот тысяч верующих. Это больше населения всей области. Бывшего народного судью, юриста Сумневича, за то, что он написал просьбу о выделении земельного участка под кресты и для монастыря, признали социально небезопасным для советской власти.

Прокурор Попов пытался подвести обвинения на подсудимых под статьи 120 (использование религиозных обрядов в корыстных целях) и 119 (которая предполагает и контрреволюционную цель). Но следователи не нашли достаточное количество подтверждающих фактов. Крестоношение никогда Уголовным кодексом не запрещалось. Тем не менее, обвиняемых осудили на разные сроки принудительных работ вплоть до четырех лет со строгой изоляцией.

Юристу Сумневичу и священникам после заключения запрещалось проживать на Украине на протяжении трех лет как социально небезопасным.

Но «правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них» (Ос. 14, 10). Понять «дивные дела» дано не каждому. Господом дан разум, чтобы познавать тайны Божии, а сердце — чтобы верить. Когда отец Тихон отошел в вечность, отслужив верой и правдой в селе почти пол столетия, семью Петринских выгнали из родового гнезда. Дочерей-инвалидов забрали родственники в Киев, а матушку, уже смертельно больную женщину, приютила мать Ивана Артемовича Залецкого. От него и стала известна в наши дни история Иосафатовой долины.

Матушка Неонилла Петринская жила в семье Залецких с 1944 года. Она рассказала про явление Божией Матери пастуху Иакову и девочке Кристине и про историю с крестами. Детские впечатления про услышанное настолько сильно повлияли на Ивана Артемовича, что он впоследствии стал собирать воспоминания старожилов, свидетелей судебного процесса, работал с архивными материалами тех лет. И, стремясь сохранить память про события в долине, он писал статьи в газеты и журналы, рассказывал про чудо по радио. Благодаря и его стараниям восстановилась традиция паломничества в Иосафатову долину и установка крестов возле колодца.

Немного на Земле существует мест, где являлась Божия Матерь. Из наиболее известных это Афон, Почаев и некоторые другие. Советская власть многое сделала, чтобы «долина крестов» была стерта с лица земли, а мученически пострадавшие священники и миряне — из памяти народа.

Сотни установленных в Иосафатовой долине крестов — больших и маленьких, установленных от приходов или индивидуально, — явились в наши дни ярким свидетельством возрождающейся в народе веры и любви к Богу Отцу и Божией Матери.

ЛЯДОВО

На границе с Молдавией стоит одна из наиболее значимых христианских святынь Подолья. Это Лядовский монастырь.

Почти тысячелетие назад в эти земли пришел Антоний Киево-Печерский. Тот самый святой старец, который позднее станет основателем Киево-Печерской лавры. Чем-то поразили его местные пейзажи — вот он и решил обосновать себе пещеру, где будет молиться и держать пост. Вскоре к нему присоединились и другие старцы. Так и появился Лядовский монастырь.

— Мало кому известно, что первыми послами Богдана Хмельницкого к российскому царю Алексею Михайловичу были игумен Лядовского монастыря Павел с иеромонахом Никифором, — рассказывает о. Пантелеймон, — и еще двумя монахами — Петром и Андреем. Революционный период для Лядовского монастыря стал серьезным испытанием. Местные жители, помогая монахам, решили спрятать колокола. Через некоторое время пришли к выводу, что их стоит переправить в Румынию (она тогда соседствовала с Украиной, контролируя территорию современной Молдавии). Переправляли ночью, с помощью веревок перетягивали через Днестр колокола. Однако примерно на середине реки веревка оборвалась, и колокола затонули. Так они там и остались. В 1998 г. эти колокола видели ныряльщики — заиленные, конечно.

«Стоитъ пріехать сюда издалека, чтобы познать всю красоту и величіе молитвы въ этомъ месте, освященномъ глубокой древностью и осіянномъ необычайной оригинальной красотой окружающей природы». Так 1903-го написав про Лядовський скельний монастир, що в Могилів-Подільському районі Вінниччини, дослідник Дмитро Пахомов. Обитель висічена у прямовисній стіні Дністровського каньйону, на кордоні України та Молдови. У монастирі немає електрики. Ченці користуються свічками, які виготовляють із воску на власній пасіці.

Ігумен Лядовського Свято-Усікновенського скельного чоловічого монастиря Антоній Нетребін, 32 роки, показує написи на стінах: «Билъ тутъ Иоанъ Рабъ Божій за отпущеніє греховъ своихъ». Веде до печери, в якій жив Антипа родом із Любеча на Чернігівщині. Пізніше він заснував Києво-Печерську лавру і став називатися Антоній Печерський. Нині діють дві з п’яти вирубаних Антонієм печер: на горі Афон Грецького півострова й у Лядовій.

— У XI столітті преподобний Антоній повертався з Афону до Києва. Йому сподобалася ця місцина, і він видовбав тут печерку. Їв лише хліб і воду, багато молився: «Господи, збережи мою душу, щоб вона не загинула в темряві», — розказує ігумен«.

БРАИЛОВ

История Браиловского Свято-Троицкого монастыря начинается в Виннице.

В 1635г. стараниями и средствами шляхтича Михаила Кропивницкого основался в Виннице женский монастырь. Это был период возрождения православия на Украине которое связано с именем ми- трополита Петра Могилы. Вместе с народом монастырь пережил все беды и гонения. С приходом к власти польского короля Яна Каземира монастырь пережил гонения. Потом была уния, упадок, бедность.

В 1795г. в ходе соединения с православной церковью началось возрождение монастыря как православного. Первой игуменьей стала мать Палладия. Позже монастырём управляли казначейши матери Досифея, Поликсения и Серафима.

В 1845г. при игуменьи матери Таисии монастырь был переведён с Винницы в Браилов. Крестным ходом монахи, духовенство, миряне перенесли святыни. Монастырь был зачислен по штату к монастырям первого класса, что считалось за большую честь. При игуменьи Мелитини монастырь вознесся, процветала духовная жизнь, монастырь расстраивался, имел свою землю, сады. Это был период духовного вознесения и материального благополучья.

При монастыре действовало духовное училище для девочек, был приют для девочек-сирот из духовных семей, действовала богадельня, действовала воскресная школа для женщин, в годы первой мировой войны в монастыре действовал лазарет для раненых.

Перед закрытием монастыря, уже в годы советской власти игуменьей была мать София. Игуменья София в миру Рачинская была благородного рода, имела достойное образование, отказавшись от светской жизни ушла в монастырь. Её высокая духовность и ум были отмечены. Её выбирают игуменьей монастыря. Вместе с сестрами она пережила страшные годы революции и братоубийства. Пережила закрытие монастыря и закончила свой жизненный путь в селе Галайковцы Муровано-Куриловецкого района под духовным покровительством отца Агафадора, духовного подвижника. Она есть автором ряда акафистов. Нею написан акафист в честь Браиловской иконы Божьей Матери.

Обновилась духовная жизнь монастыря в годы войны. В тяжелых условиях действовал монастырь до 1964г. На момент закрытия монастыря игуменьей была мать Глафира. После закрытия монастыря склады переделали на склады, келии отдали под общежития местному ПТУ. С 1990г. обитель вновь возрождена.

Первой настоятельницей возрождающейся обители была монахиня Неонила из Пюхтинского монастыря, которая сумела привить насельницам любовь к духовному совершенству. Этот завет сохраняется и поныне молитвенными трудами настоятельницы игумений Антонии и сестер, являя собой пример служения Богу и ближним.

В монастыре находятся две чудотворные иконы — Браиловско-Ченстоховская и Браиловско-Почаевская иконы Божией Матери.

Браиловско-Ченстоховская икона которая находится в монастыре ещё до революции прославилась большим количеством исцелений. Возле неё находятся, так званые, подвески — это благодарность людей за исцеление.

В 1887 г. в Почаевской лавре профессор протоиерей А. Хойнацкий обнаружил в одной из лаврский церквей образ с надписью: «Изображение чудотворной иконы Божией Матери Браиловской». Тогда же он сообщил об этом игуменьи женской обители. И по разрешению лаврского начальства передал образ 1 июня 1888 г. в монастырь.



Видео

Как перестать бояться будущего?
Как перестать бояться будущего?

Список телефонов доверия для подростков. Детям необходима поддержка как родителей так и учителей. Для этого в Киеве работает множество телефонов доверия, позвонив на которые можно получить консультацию и необходимую психологическую помощь.

Наши питомцы очень нуждаются в финансовой и материальной помощи. Монастырь не в силах помочь такому количеству животных своими силами, поэтому обращаемся ко всем неравнодушным людям с просьбой помочь нашим животным в это трудное для них время.

Для благотворительного проекта по разработке православной духовной атрибутики требуется помощь дизайнера !

По этому номеру телефона вы можете получить квалифицированную консультацию по вопросам относительно туберкулеза...

Огласительные беседы желающими принять Святое Крещение!!!

Приглашаем всех желающих в Студию детского творчества при храме святителя Григория Богослова! В Студии работают две школы: Школа живописи и Школа прикладного искусства.

В храме свт. Луки Крымского каждое 2-е воскресенье месяца проходят молебны с акафистом Божией Матери Неупиваемая Чаша, о страдающих от алкогольной, табачной, наркотической, игровой зависимостей и любящих их близких людей.

До уваги батьків особливих дітей! Проводиться набір діток в «Центр змішаного типу для дітей з функціональними обмеженнями» ГО «Родина»

Розшукуємо пацієнтів з онкологією, які зіткнулись з проблемами у лікуванні, а саме: нестача ліків, зловживання з боку медперсоналу, перепродаж ліків по завищених цінах тощо.

Запрошуємо вивчати мову жестів!

Участились случаи мошенничества в сфере помощи онкобольным детям. Мошенники, представляясь родителями больных детей просят помощь на лечение.

Благотворительная продажа работ (картин, поделок, аппликаций) сделанных руками детей и волонтёров на Изостудии при Институте рака ул. Ломоносова 33/43

Волонтерское движение "Молодость неравнодушна" существует на ваши пожертвования. Ваша помощь значит, что мы сможем продолжать работу!