О православной психологии
Беседа с замечательным человеком — православным психологом Анной Лелик.
Сегодня в гостях у редакции газеты «Источник веры» психолог-консультант, психотерапевт, руководитель Киевской учебной площадки Международного Института Экзистенциального Консультирования, психолог православного волонтерского движения «Молодость НЕ равнодушна!» Анна Лелик.
— Здравствуйте, Анна! Расскажите, пожалуйста, о себе.
— Родилась я в городе Донецк. Прожила там 23 сознательных года. Потом переехала жить в столицу, поскольку мой супруг работал в г. Киев. Замужем, двое детей.
С 2006 года работаю в Ионинском монастыре, а позже — в Синодальном отделе по делам молодежи УПЦ. Параллельно работаю психологом — консультантом. Написала несколько книг по практической психологии.
— Что такое православная психология? И есть ли такая?
— Такие вопросы задаются постоянно, потому что говорят: «Разве может быть православная физкультура или православная математика?».
Если у человека есть свое мировоззрение, то, в принципе, какой бы наукой он не занимался, все будет преломляться через его мировоззрение, через призму православия.
Однако, очень часто люди настолько часто зацикливаются быть православными психологами, что совершенно не изучают предмет, то есть не углубляются в саму науку, а стараются себя окружить некоей, так сказать, «православнутостью» и, работая в храме, считают, что этого уже достаточно, чтобы называться православным психологом.
Мне кажется, что православный психолог — это человек, который исключительно для своего уровня знает догматическое богословие, православный катехизис, то есть знает те вещи, от которых нельзя ни в коем случае отступать и, ко всему этому, он профессионально развивается, растет, подтверждает свою сертификацию. То есть, он состоялся как специалист и с ним считаются не только в православных кругах, но и светская аудитория.
— Чем, на Ваш взгляд, отличается священнослужитель от психолога-мирянина?
— Если обращается неверующий человек к психологу, то в какой-то степени тут можно говорить о том, что психолог играет роль священника. Потому что человек приходит в состоянии какого-то кризиса или жизненного тупика и, в принципе, что ему нужно? Ему нужно, чтобы психолог в данной ситуации помог найти какие-то опоры в своей жизни — этические, нравственные. Но, конечно, необходимо, чтобы и психолог обладал нравственными ориентирами, что не всегда бывает.
Однако, гораздо хуже другое — когда православный психолог начинает сильно заигрываться в психологию и тогда происходят совершенно ужасные ситуации.
Буквально не так давно, был случай, когда православный психолог настолько вошел в состояние прелести, что начал отпускать грехи своим клиентам под тем видом, что покаяние — это акт раскаяния. Такие страшные вещи говорят о том, что человек догматически совершенно не понимает канонов православия, а также глубокого осмысления Таинств Церкви.
— С точки зрения психолога — какими качествами должен обладать священнослужитель?
— Во-первых, священнослужитель должен быть однозначно образованным и эрудированным, потому что в наш век информации, не быть человеком эрудированным — значит терять часть паствы.
Во-вторых, подобно тому, как дети повторяют все действия родителей, а родители должны следить не только за своими словами, но и делами, также и священник, как минимум, должен следить за собой и быть аккуратным в своих движениях, поступках, словах. Потому что на священника смотрят более предвзято, ожидая от него нравственной жизни и нравственных поступков.
В-третьих, по моему мнению, священнослужитель должен быть гибким. К сожалению, есть такие примеры, когда духовное лицо закостенело в своих убеждениях и, имея свой некий духовный опыт, пытается всех своих чад под эту гребенку подвести. В этом существует опасность. Гораздо лучше, когда священник может расположиться к опыту человека и не просто дать ему совет, а вникнув в его опыт, искать совместные пути решения. Если священник может так поступать, то его духовному чаду никогда не понадобится психолог.
— Какие психологические проблемы существуют среди современной молодежи?
— Как это ни странно, но на первый план выступают межличностные, близкие отношения и не способность людей выстраивать, поддерживать, сохранять эти отношения. В настоящее время неоднократно озвучивается некая цель человеческой жизни — стремление к удовольствиям, гедонизм, который очень активно в нас развивается и постоянно приучает нас искать новые источники удовольствия.
Психологи давно говорят, что уже существует момент привыкания к так называемым наслаждениям, то есть любое удовольствие, даже самое приятное, со временем становится привычным и человеку хочется чего-то нового. А сейчас молодежь, кроме всего, ориентируют на получение этого всего новенького.
Поэтому у молодых людей наблюдается такой принцип: «Живу, как хочу» или «Что хочу, то и ворочу». Действительно, смыты все нравственные опоры и нравственная основа. Мне кажется, что это и есть самая большая проблема, которая влечет проблемы во всех сферах жизни — и в работе, где тоже ориентировано на то, что работа должна быть очень приятной, легкой и еще за это деньги должны платить. То есть нет какой-то невозможности выносить напряжения долгое время, а это влечет к тому, что человек попадает в зависимость.
— Ваши пожелания читателям газеты «Источник веры»?
— Учитывая то, что сейчас огромное количество информации, которая сваливается на нас, хочу пожелать не терять в своем разуме критичность восприятия и любая информация, которая к нам поступает — должна анализироваться, нужно делать свои выводы, не бояться сопротивляться этой информации.
Конечно же, не забывайте оглядываться по сторонам. Потому что очень часто мы видим людей, которые находятся в отдалении, не замечая тех, кто находится рядом с нами. Побольше развивайте в себе это внутреннее зрение, чтобы видеть человека как на дальнем, так и на ближнем расстоянии.
- Наши проекты
- ВОЛОНТЕРСКО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ
- Ionian Youth Tea Parties
- Расписание поездок для волонтеров
- Просьбы о помощи
- Стать донором
- Харьков. Волонтерско-психологические курсы
- Онкобольные дети
- Помощь пострадавшим в зоне АТО
- Детские дома
- Реабилитационный центр «Территория трезвости»
- Поездки в дом престарелых
- Дети больные ВИЧ - Охматдет
- Помощь Бучанской колонии
- Поездки и помощь в хосписе
- Паломнические поездки
- Катехизаторская молодёжная школа
- Всеукраїнське православне братство тверезості
- Допомога людям похилого віку
- Отказники и сироты в больницах
- Interparish Youth Center
- Вопросы и ответы
- Вопросы священнику
- Вопросы психологу
- Вопросы юристу
- Все ответы в хронологическом порядке
- Задать вопрос
- Молодежные проекты Киева
- Православные скауты
- Миссионерская школа
- Апологетические встречи
- Встречи православной молодёжи
- Клуб бального танца «Renaissance»
- Движение "Спаси и сохрани"
- Сестры милосердия
- Перекресток семи дорог
- Для тех кому за тридцать
- Школа проповеди «Первое слово»
- Дискуссионный клуб Фавор
- Музыканты БлагоНЕБОфест
- Детская православная школа
- Молодежный клуб «ФОМА»
- Макарьевская молодежка Киева
- Індивідуальне Шефство
- Школа глухих дітей «Чути серцем»
- Центр реабилитации для слепых