Новости

Приготовь сердце

Приготовь сердце

22 марта 2023

 

«Дорогой “Отрок”, помоги разобраться. У меня такое чувство, будто меня буквально принуждают к дружбе. Отовсюду звучат призывы: надо дружить с бездомными, надо дружить конфессиями, дружите с соседями и со сверстниками. Похоже, о́рган, которым дружат, у меня атрофировался. Может, его просто никогда и не было? Со многими друзьями мне не о чём говорить. Ощущаю себя плохим человеком — все вокруг со всеми дружат, только со мной какие‑то проблемы. Возможна ли жизнь без дружбы или мне лечиться надо?»

Мы не могли не откликнуться на такое письмо читателя и задали все эти вопросы большому другу «Отрока», посвятившему исследованию глубин дружбы не один цикл удивительных лекций.

Мы называем дружбой всё подряд

Поскольку я сейчас много занимаюсь творчеством Григория Саввича Сковороды, то с него и начну — у него про дружбу много сказано. Например, басня тридцатая, завершающая сборник «Басен харьковских», «Соловей, Жаворонок и Дрозд». Когда Жаворонок говорит Соловью, что прилетел просить его дружбы, Соловей отвечает: «О простак! Можно ли выпросить дружбу? Надобно родиться к ней. Я часто напеваю песенку, заимствованную от отца моего: подобного к подобному ведёт Бог».

Дружба — это опыт чудесного, когда Бог приводит к тебе друга. Не ты сам себе его выбрал или пришёл просить о дружбе, как Жаворонок Соловья. Нет, появление друга полностью чудесно.

Вот тут и начинаются для современного человека трудности. С одной стороны, опыт дружбы очень редкий. Мне нравится, как философ Владимир Бибихин сказал: «Всё настоящее редко». И дружба — феномен исключительный, но не значит, что неважный. Наоборот: если хотя бы раз с тобой это случилось, на всю жизнь ты уже будешь смотреть иначе. С другой стороны, люди привыкли отталкиваться от статистики — то, что чаще, то и важнее. Так устроен Google и все поисковые системы: нас приучают ориентироваться на частотность, а не на ёмкость.

И с дружбой, исходя из этого, связано две больших ошибки. Мы либо считаем, что должны со всеми дружить и все нам друзья. Но у нас это не особо получается, и мы страдаем оттого, что не можем быть дружелюбными ко всем. Либо же соглашаемся, что дружба — вещь действительно редкая, тогда как в жизни необходимо опираться на то, что статистически распространено и убедительно.

Мы теперь называем дружбой всё подряд. И в этом контексте просто необходимо процитировать поэтессу Ольгу Седакову, которая пишет поразительные вещи: «О дружбе привычно думать иначе. “Друг познаётся в беде”. Но друг Аристотеля, Данте, Монтеня, Лессинга, Пушкина не познаётся в беде! Он познаётся в радости. На пиру, за чашей и беседой. Он познаётся в захватывающем интересе того, что он тебе сообщает. Соучастие в радости другого человека — как форма “моей” открытости — существенно превосходит соучастие в его страдании, потому что требует большего величия души, большей человечности».

Только вслушайтесь в эти слова — соучастие в радости существенно превосходит соучастие в страдании! И почему же оно требует большего величия души и человечности? Седакова продолжает: «Отсутствие сострадания — уже патологический случай, состраданием наделён самый низкий “нормальный” человек… Друг познаётся в празднике. Он познаётся в беседах. Он познаётся в том, что он “производит” (не обязательно сочинения: мысли, мнения, чувства; вообще говоря, себя самого). Он испытывается совсем другими вещами, чем беда. Его помощь (если говорить о помощи) или его дар — совсем в другом. Говоря совсем кратко: друг дарит мне меня. Друг дарит мне меня цельного, меня дарящего, которого у меня, во мне без него нет».

Вот настоящая формула дружбы и её величие — что есть во мне такая глубина, которую я вне дружбы в себе открыть не могу. Лишь с другом я сам себя открываю, и происходит это только в радости, в беседе.

И дальше уже не стои`т вопрос о том, что дружба — вещь редкая, потому что даже один раз повстречав её в своей жизни, я на всё остальное буду смотреть иначе. Я себя открыл и мир вижу иными глазами. Благодаря встрече с другом и я уже другой, и всё вокруг для меня другое.

То, чего я хочу на самом деле

Но давайте разберёмся с крайностями. Первая из них: современный человек как герой статистики.

Что мы делаем прежде чем принять то или иное решение? Устремляемся в интернет — узнать наиболее распространённый вариант. Мы не ищем редкое, оно вообще не попадает в список выдаваемых результатов — поисковая система так устроена. Подобный принцип применяется нами везде абсолютно. Мы ориентируемся на самую распространённую профессию, ведь она востребована на рынке труда и у неё есть будущее. И друзей так выбираем: я люблю пение, значит, буду искать друзей среди певцов. То есть свой выбор я делаю исходя из среднестатистических вещей.

Тогда как тема дружбы вообще не укладывается в статистику. Узнавать себя и быть настоящим можно только в исключительных ситуациях, моментах, каких‑то пиковых состояниях. Для человека статистической эпохи очевидно, что если это что‑то исключительное, то оно маловероятно, а значит, и учитывать его не надо. Как с ним считаться, если оно не попадает ни в какие рейтинги?

Со временем мы вообще перестаём понимать, какую роль в нашей жизни играют редкие вещи. И в этом смысле тема дружбы — напоминание или возвращение к тому, что́ делают с нашей жизнью исключительные встречи. Они открывают нам нас, нашу глубину.

Более того, спросите себя: «Чего я на самом деле хочу?» И окажется, что по‑настоящему мы все хотим исключительного. Потому что если это действительно моё — книга, фильм, музыка, — чем вещь исключительней, тем сильнее бьёт прямо в сердце. Если я хочу изменить всё — не почти всё, не кое‑что, а всё, — то это можно сделать лишь одним способом — встретившись с исключительным.

И в этом смысле христианство — одна сплошная апология исключительного. Когда мы говорим о Воскресении Христовом, например, то в Евангелии не было случая, чтобы Христос всему человечеству сообщил, что Он воскрес. Нет, Он говорил конкретным людям в конкретных обстоятельствах, да так, что человек потом никому не мог пересказать — ему не верили. Ближайшие ученики не могли друг другу объяснить толком: то Мария Магдалина прибежала и рассказывает, а Пётр ей не поверил. То Пётр рассказал — Фома не верит. То есть о Воскресении Христовом мы узнаём по редчайшим встречам и событиям, но — узнаём! Потому что Пасха изменила мир.

Странным образом и в дружбе редчайшее не конфликтует с универсальным. Наоборот, только редкое позволяет изменить всё. В этом и заключается трудность: человек, ориентирующийся на среднестатистическое, теряет возможность увидеть самого себя. Он болтается на поверхности и остаётся сам для себя недостижим.

Сперва надо приготовить сердце

И вторая крайность. Дружба — это не наш выбор, а признание чуда.

Что происходит, когда мы что‑то почитали о христианстве и увидели в Евангелии слова Христа, Который называет нас друзьями? Тут же пытаемся всё это принять как учение Церкви (или просто комфортную философию «все люди — друзья») и бросаемся на ближних с требованием немедленно дружить, ощущая это своей моральной обязанностью. Но дружбы никто не может требовать, она — дар.

Тем не менее неслучайно мы называем друг друга «братья и сёстры». Седакова разграничивает братство и дружбу и говорит, что это не одно и то же. Братство — культура сострадания, помощи в беде. И в этом смысле, если называемся христианами, мы, конечно, что‑то должны: не быть жестокими, не бросать человека в его горе. Сострадание — то, чего от каждого из нас требует Христос. Тогда как дружба не может быть требованием, её предлагают. Требование и предложение — чувствуете разницу?

Или есть ещё такая пара: претензия и просьба. Для многих в этих двух словах разницы нет, и это большая проблема. Дружба не может быть претензией, но может быть просьбой. Когда человек понимает, о чём просит, он не осмелится требовать. И открытость перед этим вопросом, даже болезненная или трудная, — гораздо реалистичней, чем ложная дружба. Потому что на требовании дружбы мы, опять‑таки, начинаем изображать дружелюбие, выходим на какую‑то поверхностность, вежливость и правила хорошего поведения.

По-настоящему дружелюбными мы сможем быть, если откажемся от посягательств на ближних, понимая, насколько всё возвышенней и глубже. В этом смысле грандиозная мысль встретилась мне недавно у Льюиса: «Как поразительно жить среди богов, зная, что самый скучный, самый жалкий из тех, кого мы видим, воссияет так, что сейчас мы бы этого и не вынесли; или станет немыслимо, невообразимо страшным. Мы должны непрестанно об этом помнить, что бы мы ни делали, ибо все наши действия, в любви ли, в простом общении, способствуют или тому, или другому. Вы никогда не общались со смертным. Смертны нации, культуры, произведения искусства. Но шутим мы, работаем, дружим с бессмертными, на бессмертных женимся, бессмертных мучаем и унижаем. Это совсем не значит, что мы должны быть уныло серьёзными. Нет, мы должны принимать всерьёз друг друга. А тогда не может быть небрежности и пренебрежения: любовь остаётся зрячей, не вырождаясь в ту равнодушную терпимость, которая не похожа на любовь, как не похожа радость на пустое легкомыслие. После Святых Даров тот, кого вы сейчас видите, — священнее всего на свете. Нет, он так же священен, как Дары, ведь Христос в нём, он — ковчег, несущий бремя Самой Славы».

Что делает с нашей жизнью настоящая дружба? Прежде всего возвращает вкус жизни. Благодаря ей мы обретаем способность видеть достоинства, казалось бы, самых простых вещей — цветка, камня, звезды, водителя такси. Способность любоваться миром, умиляться творению — непосредственное проявление опыта дружбы. Могу ли я что‑то сделать, чтобы такая дружба в моей жизни появилась? Настоящий друг приходит в место нужды, когда ты что‑то имеешь и жаждешь этим поделиться. Но если разделить тебе нечего, то и другу некуда приходить. Поэтому для дружбы надо приготовить сердце — как дом для гостя. И мучиться в ожидании, найдётся ли тот, кто захочет с тобой твою радость разделить.

Александр Филоненко, журнал "Отрок"

 

Друзі! Ми вирішили не здаватися)

Внаслідок війни в Україні «ОТРОК.ua» у друкованому вигляді поки що призупиняє свій вихід, однак ми започаткували новий незалежний журналістський проєкт #ДавайтеОбсуждать.
Цікаві гості, гострі запитання, ексклюзивні тексти: ви вже можете читати ці матеріали у спеціальному розділі на нашому сайті.
І ми виходитимемо й надалі — якщо ви нас підтримаєте!

Картка Приват (Комінко Ю.М.)

Картка Моно (Комінко Ю.М.)

Також ви можете купити журнал або допомогти донатами.

Разом переможемо!

 

Видео

Как перестать бояться будущего?
Как перестать бояться будущего?

Список телефонов доверия для подростков. Детям необходима поддержка как родителей так и учителей. Для этого в Киеве работает множество телефонов доверия, позвонив на которые можно получить консультацию и необходимую психологическую помощь.

Наши питомцы очень нуждаются в финансовой и материальной помощи. Монастырь не в силах помочь такому количеству животных своими силами, поэтому обращаемся ко всем неравнодушным людям с просьбой помочь нашим животным в это трудное для них время.

Для благотворительного проекта по разработке православной духовной атрибутики требуется помощь дизайнера !

По этому номеру телефона вы можете получить квалифицированную консультацию по вопросам относительно туберкулеза...

Огласительные беседы желающими принять Святое Крещение!!!

Приглашаем всех желающих в Студию детского творчества при храме святителя Григория Богослова! В Студии работают две школы: Школа живописи и Школа прикладного искусства.

В храме свт. Луки Крымского каждое 2-е воскресенье месяца проходят молебны с акафистом Божией Матери Неупиваемая Чаша, о страдающих от алкогольной, табачной, наркотической, игровой зависимостей и любящих их близких людей.

До уваги батьків особливих дітей! Проводиться набір діток в «Центр змішаного типу для дітей з функціональними обмеженнями» ГО «Родина»

Розшукуємо пацієнтів з онкологією, які зіткнулись з проблемами у лікуванні, а саме: нестача ліків, зловживання з боку медперсоналу, перепродаж ліків по завищених цінах тощо.

Запрошуємо вивчати мову жестів!

Участились случаи мошенничества в сфере помощи онкобольным детям. Мошенники, представляясь родителями больных детей просят помощь на лечение.

Благотворительная продажа работ (картин, поделок, аппликаций) сделанных руками детей и волонтёров на Изостудии при Институте рака ул. Ломоносова 33/43

Волонтерское движение "Молодость неравнодушна" существует на ваши пожертвования. Ваша помощь значит, что мы сможем продолжать работу!